пятница, 04 июня 2010 16:20

Ученые раскрыли тайну Великой китайской стены

Археологи раскрыли тайну рисового раствора, из которого построена Великая китайская стена. Его изготовили впервые более 1500 лет назад из десертного сладкого риса и гашеной извести. Раствор продолжает удерживать камни и сейчас, пишет журнал Nature.

Руководитель группы исследователей университета Пекина во главе с химиком Бенгджьяном Чжаном провели исследование раствора, которым начали склеивать камней в Китае более тысячи лет назад.

"Основным компонентом клея была гашеная известь и клейкий рис, который берут с десертных сортов. Раствор становился твердым и нерастворимым в воде с первых часов после нанесения на кирпичи ", - рассказал ученый.

В свою очередь доцент кафедры археологии одесского университета Николай Макланенко считает, что такой раствор следует использовать восстанавливая старые здания.

"Если китайские пагоды и дворцы продержались на рисовом клее столько тысячелетий, то сейчас, когда мы их реставрируем, стоит принять это во внимание. Кроме того, древние кирпичи возможно будут лучше взаимодействовать с рисовой кладкой, чем с современными растворами извести. К тому же органические соединения в рисовом клее сдерживают разрушения извести в кладке ", - отметил Макланенко.

Специалист считает заслугой раствора то, что некоторые здания не смогли разрушить даже бульдозерами.

"В 1970-х годах часть Великой китайской стены хотели перенести на новое место, там прокладывали газопровод. Однако ее не смогли разбить и оставили там где есть ", - добавил археолог.

Gazeta.ua