Польская полиция сообщает о значительном увеличении количества преступлений на почве ненависти против украинцев.
По данным TVP World, в период с января по июль 2025 года было зафиксировано 543 таких инцидента, что на 41% больше, чем за тот же период 2024 года (384 случая).
Наиболее частыми остаются угрозы насилием: в 2024 году зафиксировано 479 случаев против 317 в 2022-м. Только за первые восемь месяцев 2025 года их уже зафиксировано 322, что позволяет прогнозировать новый рекорд. Другие виды преступлений также демонстрируют рост:
Физическое и психологическое насилие выросло на 73% за два года - с 160 случаев в 2022 году до 278 в 2024-м.
Физические нападения с причинением вреда здоровью увеличились на 43%.
Ксенофобские, расистские и религиозно нетерпимые нападения почти удвоились - с 113 в 2022 году до 188 в 2024-м.
Ограбления с украинскими жертвами выросли на 57%, а также возросло количество случаев преследования, похищения личных данных, принуждения и шантажа.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Ненавижу украинцев!": во Вроцлаве мужчина стрелял в прохожего прямо в голову
"Преступления на почве ненависти - это форма дискриминации и нарушение основных прав человека", - подчеркнула пресс-секретарь полиции Виолетта Шубская. Она подчеркнула, что во время расследований важно документировать, проявлял ли преступник негативное отношение к конкретной группе, к которой принадлежит или кажется, что принадлежит потерпевший.
Несмотря на то, что польское законодательство формально не определяет понятие "преступление на почве ненависти", правоохранители пользуются определением, данным Офисом демократических институтов и прав человека ОБСЕ (ODIHR).
Профессор Варшавского университета Пшемыслав Садура связывает рост враждебности к украинцам с комбинацией экономической неуверенности, дезинформации и политической манипуляции. Он отмечает, что первоначальная волна солидарности после вторжения России в 2022 году уже сошла на нет, уступив место растущей неприязни.
"Люди боятся, что украинцы занимают их место в очереди - у врача, в детских садах или на рынке труда", - пояснил Садура для издания Onet. По его словам, эти страхи связаны с неустойчивостью социальной безопасности в Польше и восприятием, что украинские работники снижают зарплаты.
Социолог также обратил внимание на роль соцсетей в распространении фейковых историй, часто подпитываемых российской дезинформацией. "Мы живем во времена, когда платформы функционируют как цифровые сплетни", - отметил он, имея в виду распространение ложных историй о якобы претенциозных украинцах.
Садура предупреждает, что Польша может приближаться к опасной грани: "Мы уже наблюдаем переход от единичных проявлений агрессии к организованной враждебности. Так начинаются погромы - с замещением ролей жертвы и преступника и дегуманизацией целевой группы".
Он призвал к срочным действиям для противодействия ксенофобии и защиты демократических ценностей: "Государство должно прекратить уступать экстремистским группам и взять на себя ответственность за безопасность публичного дискурса".
Украинские беженцы все чаще сталкиваются с враждебным отношением в Польше.
По данным BBC, растет количество жалоб на дискриминацию, буллинг в школах и ксенофобские настроения в обществе.
Светлана, которая вместе с дочерью переехала в Польшу после начала полномасштабного вторжения России, вспоминает, что в начале адаптация ребенка проходила хорошо. Девочке нравилось в школе, и она даже не хотела ее менять после переезда в другой район. Однако в последнее время ситуация изменилась.




















Комментарии