Елена Равкина, 40 лет, г. Херсон, учитель английского языка:
- Как сравнить современных учеников и меня 30 лет спустя? Хотя это тоже самое, что сравнивать античную статую и современное искусство. Как сказать лучше-хуже? Они просто разные. Так и дети. Мы были инфантильные, и они тоже. Мы были забывчивы и время безответственные, и они так же. Мы "не все учили", и они не очень переживают. Считается, что гаджеты изменили мировую философию, а также мир. Мы писали шариковыми ручками, а я еще и помню чернила. Современные - в планшетах, мобильных, ноутах. Ну и что? Это повлияло на то, что пишут? Отнюдь. Сейчас неограниченный доступ к любой информации. Но, может один-два процента того, что ищут, для обучения. Все остальное просто trash. Вывод: физически и психически современные дети слабее, подростки эмоционально незрелые и еще и гиперактивные. А еще они очень зависимы от "комфортности", которую создали компьютеры.
Елена Захарченко, 39 лет, г. Киев, писательница:
- Говорят, современные дети ленивые и постоянно устремлены в свои телефоны и планшеты. А мы играли на улице, у нас было много друзей во дворе. Мне кажется, что это слишком черно-бело. Современные школьники тоже играют во дворе, у них полно друзей. Просто кроме того, они еще играют в сетевые игры, общаются не только когда в школе, а в вайбери и социальных сетях. Но от этого их общение не меняется существенно. Однако различия есть. Они в другом. Мы - остатки советской системы: строен шаг, боевые песни, вся эта милиарная романтика с пионерами-октябрятами, а в них этого нет совсем. Еще - для них открыт весь мир. Мы ничего не знали о других странах, а они с детства летают с родителями на отдых в разные страны мира. От того они более мотивированы на учебу. Мы не понимали "зачем нам английский", а они смотрят мультики на английском и переписываются с онлайн-друзьями по игре из дальних стран. У современных детей есть интернет. Они сами учатся, ищут то, что им интересно. Мы тоже могли, но это было трудно - попробуй уговори родителей отдать тебя на кружок, если они все время повторяют "и кто тебя возит?", "А уроки когда?", А здесь хочешь - учись, не выходя из дома.
Татьяна Коширец, 33 года, г. Луцк, учитель истории:
- Мы все чувствуем, как стремительно меняется мир вокруг нас. Вместе с ним меняемся и мы. Постоянные потоки информации, свободный доступ к интернету, культ личности в смысле умения реализовывать себя, находить дело по душе, быть гибким к постоянно меняющимся реалиям. Одно дело, когда в таких реалиях оказывается взрослый человек с уже сложившимся мировоззрением, принципами, умениями и навыками. Совсем другое - когда в водовороте предложений и вседозволенности оказываются дети. Нынешняя учащаяся молодежь значительно более восприимчива к новациям, технических возможностей, которые сегодня доступны. Они активно используют гаджеты в процессе получения образования. Современные ученики учатся по принципу "интересно - делаю, не интересно - не делаю". Поэтому авторитет в таком коллективе может получить только тот учитель, для которого работа над собой, самообразование - это тоже состояние постоянный.
Светлана Привалова, 31 год, г. Киев, главный редактор арт-издательства "Nebo BookLab Publishing":
- Ничто так не стареет человека, как жалобы на нынешнюю молодежь. Нагло забыла чей это афоризм, но вместе с тем - он здесь уместен. Сказать, что я принципиально отличаюсь от своего сына в плане обучения, которому сейчас семь лет и он ходит во второй класс, - думаю, что нет. Да, у него есть уже телефон. Он звонит подруге и начитывает с ней в паре песенку на английском. Знает, что такое всемирная сеть и серфит в ютубе. Снимает селфи - отправляет вайберу. И даже какие-то обзоры снимает об игрушках-супергерои. Но недавно сказал: "Ты была права! Чтение - это такая крутезна штука". Он начал читать первую серьезную книгу на сто пьятдесят страниц. Линдгрен. Это было в поезде. Он полночи не спал, читая. Ну, скажем, мы прыгали через скакалку на переменах в школе - они сидят в телефонах чаще. Но когда выходят в снег - бегут и кричат, снежками кидаются. Единственное, что отличает нас - информационный поток. У школьников часто нагрузки похоже на фб-ленту - всего много, а для чего собственно такое количество - мы пока объяснить не можем. Но они мобильны во всех смыслах. Они это преодолеют.
Валентина Ободовская, 55 лет, Одесса, учитель истории:
- В свое время я была очень активной ученицей, меня все интересовало. Хотя была и трудности, потому что жила только с мамой, училась в сельской школе, но у меня всегда было множество книг, всевозможных журналов ... На это мама никогда не жалела средств. Так воспитывала меня, что без знаний будет трудно в жизни. Сегодняшние дети разные. Другие уже, даже не из-за пять-шесть лет, а через два-три. Наверное, потому, что в мире очень быстро все меняется. И если учитель не чувствует этих изменений, не стремится сам продолжаться учиться, то такой учитель не продержится надолго в школе. Всю необходимую информацию дети быстро находят. А вот анализировать, мыслить критически - это надо научить, показать пример. Проблемы всегда есть. С одной стороны, вроде и хорошо, что есть тестовое оценивание, а с другой ... Десять лет назад, когда дети письменно отвечали на открытые вопросы, они более образно трактовали свои мысли. Сегодня - технологии сделали свое. Ответы - коротко, сжато. Знаете, дети как дети. Время такое.
Назарий Томчук, 33 года, г. Житомир, журналист:
Два поколения, кардинально отличаются и при этом такие же похожи. Я представитель обоих веков - и двадцатого, и двадцать первого. Сейчас молодежь другая, чем были мы - и это понятно. Мы были детьми улицы. Нынешние - это дети домашних компьютеров и гаджетов. Мы - говорили, общались режиме, теперь в основном молодежь разговаривает онлайн, даже с друзьями, а также, когда рядом друг друга. И все же есть и общее, так сказать, вечное - мы все влюблялись, учились, старались чего-то добиться. Были тоже инфантильные и наивные. Но стремились жить. Единственное, что добавлю еще - сейчас больше возможностей и финансовой состоятельности. У нас с этим было сложнее в разы. Поэтому верю, нынешняя молодежь сможет кардинально и более успешно построить не только собственную жизнь, но и нашу страну.
Комментарии