Торговая сеть "АТБ" работает в оккупированном Крыму и осуществляет торговлю с оккупированными террористами территориями Донецкой и Луганской областей. Об этом рассказали журналисты программы "Особый взгляд" на 5 канале. Расследование показало, что в Донбассе якобы "отжатой" сетью руководит старый друг акционеров "АТБ", а крымские активы перерегистрированы через те же оффшоры, что и украинские компании.
Донбасские будни "АТБ"
Владимир Шилов, бывший сотрудник УБОПа в Донецкой области, объясняет схему работы контрабандистов: "Сначала идут договоренности. С этой стороны есть группа лиц, в которой есть товар, с другой - группа лиц, которой товар нужен. Договариваются. Выбирают коридоры, договариваются с военными. Проходят колонны по 20-30-50 фур. Были бы деньги и желание. Провести можно все что угодно".
Чаще всего нелегально завозят продукты питания и сигареты, говорит Шилов.
Продукты питания - это уже полностью нелегальная схема. "Цены на оккупированных территориях в рублях, большинство товаров - российские. Но и украинских тоже немало. Несмотря на то, что их ввоз сюда официально ограничен. Мало того, что торгуют украинскими товарами, так еще и владельцы этих магазинов – украинцы. Сайт министерства экономики так называемой ДНР с радостью докладывает, что сеть Обжора принимает участие в неких там акциях и тому подобное", - отмечает Шилов.
По данным пресс-службы СБУ, в ноябре сотрудники спецслужбы разоблачили в столице коммерсантов, которые вели бизнес на временно оккупированной территории и финансировали незаконные вооруженные формирования террористической организации "ДНР". Правоохранители установили, что предприниматели владели сетью супермаркетов, часть из которых была расположена на неподконтрольной украинской власти территории Донбасса. Процент с прибыли, которую приносили магазины, бизнесмены платили незаконным учреждениям террористов.
"Сеть "Обжора" действует на территории Донецка, на оккупированных территориях, неподконтрольных украинской власти. Мало того, "Обжора" финансирует террористов, с которыми воюют наши ребята", - говорит активист Олег Челахов. Вячеслав Соболев, которого журналисты назвали владельцем "Обжора", обвинения отвергает. "Я уже устал повторять, что вот уже 10 лет не имею ничего общего с сетью магазинов "Обжора". До 2007 года я был одним из основателей компании, которая сдавала "Обжоре" помещения в аренду", - сообщил Соболев на своей странице в соцсети.
Это любимый прием бизнесменов, говорит Челахов. Когда нужно - можно откреститься даже от дела своей жизни. "Есть огромное количество людей, как вот тот же Соболев, которые просто перекрашиваются в желто-голубые цвета и в маске патриота начинают нам рассказывать, как они любят Украину, какие они патриоты, на самом деле продолжая вести бизнес там. Они прекрасно отдают себе отчет в том, что они делают, прекрасно", - отмечает он.
А еще - можно рассказать, что твой бизнес полностью отжали террористы, говорят активисты. И ты там уже не работаешь. "На первых порах даже говорили, что отжали АТБ, и сеть Захарченко принадлежит. Боевики сообщали, что она национализирована. Но это спорный вопрос", - говорит журналист Татьяна Заровна.
"По нашим подсчетам, мы понесли убытки на сумму более 7 млрд гривен. 152 магазина остались на неподвластной Киеву территории, и компания их не контролирует", - сказала в интервью "Комментариям" заместитель генерального директора "АТБ Маркет" Наталья Шаповалова.
"Абсолютная глупость. Это ширма... Очень удобно многим людям прикрываться действиями террористов... Нет никаких оснований думать, что люди, у которых есть выходы на террористов, а не сделали там бизнес и не перекрасились", - комментирует ее слова Челахов.
Его подтверждают и сами террористы. Телеканал публикует фото с официального открытия "Первого республиканского супермаркета", который якобы заменил АТБ. На снимке лидер террористов Захарченко. Вместе с ним ленту перерезает Юрий Самойленко. По словам журналистов, член совета директоров сети супермаркетов "Первый Республиканский". В прошлом - депутат от Партии регионов, а еще друг Геннадия Буткевича - совладельца АТБ.
"Я нахожусь в дружеских отношениях с одним из руководителей или хозяев этого АТБ маркета. И я не вижу в этом чего-то такого плохого. Я его еще знаю на протяжении двух десятков лет. Мы вместе работали в правоохранительных органах", - приводят журналисты цитату Самойленко.
АТБ продолжает работать на оккупированной территории, но под другой вывеской, утверждают активисты. И это доказывает громкий конфликт, вспыхнувший в Донецке в октябре. "Бойцы дружины "Слово и дело" проинспектировали несколько продуктовых супермаркетов в Донецке, а потом посидели в Гугле и обнаружили, что в некоторых продуктовых магазинах больше половины товара замаскированного украинского происхождения. Почти все собственное производство АТБ. Пусть бывший или не бывший АТБ разорится к чертовой матери или действительно станет первым республиканским", - было написано в одном из сепаратистских пабликов 11 октября 2016 года. В АТБ Маркет, разумеется, все опровергают.
Активисты предполагают: информация о деятельности АТБ на оккупированной территории может быть правдой. "Это очень выгодный бизнес. Его самая большая выгода заключается в том, что этот бизнес не облагается никакими налогами, и не подчиняется каким бы то ни было официальным законам. То есть, создан такой анклав на территории, неподконтрольной украинской власти, на котором можно проводить бизнес, устанавливая свои законы", - говорит Челахов. "Знаю, что регионалы имели там какие-то супермаркеты, приторговывали там с сепаратистами, на них СБУ открывало дело, они делали ребрендинг, перерегистрировали фирмы на другие юридические лица. И так же избегали ответственности", - добавляет нардеп Владимир Парасюк. Он предлагает жесткий вариант борьбы. Как с контрабандой, так и с предпринимателями хамелеонами.
"Я бы вообще на оккупированные территории – дал период времени 3 месяца, и через три месяца полностью закрыл перемещения в ту сторону. Есть 3 месяца — решайте: или там, или здесь. Все!", - отметил депутат.
Крымская баллада
Похожая ситуация и с Крымом. С 2014 года украинский бизнес на полуострове легально работать не может, говорит политтехнолог Тарас Березовец. "Согласно украинскому законодательству любая предпринимательская деятельность запрещена между оккупированным Крымом и Украиной. На территории Крыма ничего не может быть реализовано", - отмечает политолог.
Но самые хитрые компании перерегистрировали или переименовали свои предприятия. "Есть подозрение, что многие сети остались, только переименовались под другими брендами. Есть определенные подозрения, что "Сильпо" пошло таким путем, что ребрендировалось. АТБ ребрендировалось", - говорит Березовец.
По словам журналистов, сеть "АТБ" переименовали в "ПУД" (Продукты у дома). Ее юридический адрес - в Краснодаре, а физический - в Симферополе. "Фактически "ПУД" контролируется компаниями Геннадия Буткевича, Евгения Ермакова и Виктора Карачуна - то есть учредителями АТБ", - отмечают расследователи и демонстрируют соответствующие документы.
"Кроме взрывного роста сети в Украине, Геннадию Буткевичу было разрешено вести деятельность в Крыму уже после перехода республики в состав России. Здесь АТБ действует под вывеской магазинов "ПУД" - Продукты у дома. Это единственный пример эффективной работы такого масштабного киевского бизнеса на территории нового субъекта Российской Федерации", - написало в конце октября российское агентство "Росбалт".
Однако СМИ показали, что тесная связь между ПУДом и АТБ прослеживается через виргинский оффшор Insideal Ventures Limited, который фактически контролируют Буткевич, Ермаков и Карачун. Insideal Ventures Limited владеет двумя кипрскими оффшорами Altais Holdings Limited и Allberg Limited (с 26.02.16 - Hasko Limited). Altais принадлежат ООО "ПУД" и ООО "Русский продторг". Allberg была учредителем ООО "Мясная фабрика Фаворит Плюс" - предприятие корпорации "АТБ". Компании-двойники с одними и теми же руководителями зарегистрированы в Украине и в Краснодарском крае.
По информации СМИ, в 2015 году бюджет РФ от деятельности "Инвестиционной Строительной Компании" получил почти 5 млн. долларов. Очевидно, доходы российского бюджета будут и дальше расти. В Крыму сеть активно расширяется. Если на момент оккупации было 50 магазинов, то сейчас - уже 63.
"Деятельность украинского бизнеса на территории временно оккупированного Крыма абсолютно незаконна. Это первое. А во-вторых, это аморально. Это платить налоги в бюджет страны агрессора. Все эти налоги будут в российский бюджет и тратиться на армию, которая воюет с Украиной", - отмечает политолог.
"И возникает вопрос, куда в ситуации с АТБ смотрят Генпрокуратура и СБУ? Почему в случае с сетью "Обжора" Служба безопасности Украины реагирует и расследует уголовное производство, а здесь - нет?", - отмечают журналисты.
Бойкот во Львове
Экономический бойкот со стороны обычных людей стал эффективным инструментом в борьбе против антиукраинского бизнеса. Как раз 3 года назад, в декабре 2013 года, и стартовала всеукраинская гражданская кампания бойкота товаров и услуг, которые предлагали близкие к Януковичу предприниматели.
"Наша общественная инициатива существует три года и АТБ был в списках еще как региональный бизнес, потом мы переключились на российский бизнес, но мы о них не забыли. И их гражданской, точнее антигражданской позиции. Мы помним", - говорит Олег Радык, глава организации "Экономическое бойкотное движение".
Другой активист Тарас Хаммер помогает Олегу Радику с бойкотом. Это дело называет войной, в которой фронт проходит посреди Львова. "Не надо быть специалистом, чтобы понимать, что тот бизнес и те структуры, которые нормально себя чувствуют как с оккупантами, так и здесь, то что-то нечисто и они однозначно работают не на Украину. Открылось очень много фронтов, на которых надо однозначно бороться", - отметил Хаммер.
"Можно погуглить и увидеть, как раздавались шарики в Донецке в начале ДНР на помощь пенсионерам, ополченцам. И я не верю, что они на кого-то переоформляли свои бизнесы, что они от него отошли. Регионалам веры нет, бывших регионалов не бывает. Еще фирма, по нашим данным, открывает такую же торговую сеть в России. То есть у нас будет АТБ, в России, во Львове, то есть мир, дружба, жвачка", - добавляет Радык.
Здесь, на западе Украины, как могли сопротивлялись массовом появлении магазинов АТБ. Но общественные активисты - не всесильны.
"То, что они имеют большие деньги, они хотят скупать по области, они скупили сеть Барвинок, это такая сеть торговая местная. Они съедят не только сети галицкие. Но и местный бизнесмен, который возит товар из Польши или что-то производит, или чем-то торгует, он будет съеден полностью", - говорит Радык. Он и дальше обещает бороться с бизнесом, который считает антиукраинским. Сейчас передал эстафету киевлянам.
Киевская кантата
А это уже окраина столицы. Здесь, на территории сквера по ул. Чернобыльской, запланировали строительство еще одного магазина АТБ. Причем было решение Киевсовета, там должен быть именно сквер. "В 2007 г. был проведен аукцион, уже землю здесь продали. Затем ее перепродавали три раза. То есть, прослеживается, что это все одни и те же люди, просто они для того, чтобы все эти следы замести, чтобы через суды там было отсудить гораздо сложнее. В 2015 году в конце лета застройщик ночью приехал, вырезал деревья, здесь росли, столетние деревья", - говорит депутат Киевсовета Прохор Антоненко.
"Бегала здесь женщина, которая рубила деревья, ночью сосну 150-летнюю сняли. Она бегала и кричала: "У меня столько денег, мы все равно здесь построим", - рассказывает местная активистка. "Во вторник они привезли сюда титушек и пытались поставить здесь забор", - добавляет Антоненко.
Далее вспыхнул уже традиционный как для столицы конфликт: титушки против общины. Канонада уличных противостояний докатилась до Верховной Рады. "Киевляне - это не какие-то люди, которые готовы это терпеть, и конечно, когда они видят этих титушек, возникают конфликты, драки, стрельба. Чего мы ждем? Мы хотим дождаться, чтобы появились погибшие? Мы ждем первых смертей на этих конфликтах? Потому тяжелораненые уже есть. Это считайте обращение к руководству МВД, в прокуратуру, в СБУ, разберитесь с этим, накажите виновных, и прекратите незаконную деятельность", - отмечает нардеп Андрей Ильенко.
У нас как бы нет ни полиции, ни архитектурно-строительной инспекции, сетует другой народный депутат Игорь Луценко. Выход один - самим давать отпор незаконным застройщикам, настаивает политик. "К сожалению, в нынешней ситуации, и это абсолютно не преувеличение, нужно просто объединяться в квартальные коллективы, вооружаться и защищать себя: свою природу, свои дворы, от грабителей, от незаконных застроек. Сейчас единственный путь установить законность - идти как вчера граждане - просто жгли имущество застройщика, который пытался захватить зеленую зону, участок Киева", - говорит Игорь Луценко.
Недоразумений и откровенных конфликтов вокруг сети АТБ очень много, жалуются активисты в разных концах страны, говорят журналисты. Здесь и Житомир, и Херсон, и Днепр, и Николаев. "Очевидно, что люди имеют определенное влияние на часть чиновников, депутатов, и таким образом проводят свои бизнес-вопросы, и их интересы общества не интересуют", - уверен Ильенко. Здесь, на столичном Святошино, люди делают все возможное, чтобы защитить свои права - помешать строительству магазина.
"Людей убеждали: получите под боком магазин с дешевыми продуктами. Это же выгодно для семьи! Но достоинство и патриотизм - не просто слова. Они весят больше, чем циничный менеджмент. Подобные скандалы вокруг строек магазинов АТБ постоянно возникают в разных уголках Украины. Везде методы похожи - давление на активистов с помощью титушек или правоохранителей, запугивания журналистов через суды. Реальная децентрализация - это когда соседи становятся бок о бок для защиты своего дома. Они не надеются на помощь из центра - уже сами решают свои проблемы. Такие общины - основа нового украинского общества. Здесь люди знают, за что они борются и кто их враг", - подытоживают журналисты.
Комментарии
8