В последнюю субботу ноября Украина чтит память жертв Голодомора - искусственно созданного советской властью голода в 1932-1933 годах. Голодомор стал не только актом массового уничтожения украинцев, но и попыткой стереть национальную идентичность.
В Киеве памятные мероприятия начались с минуты молчания и общенациональной акции "Зажги свечу памяти". У Мемориала жертв Голодомора состоялась поминальная служба с участием священников, представителей власти и общественности.
Корреспондентка Gazeta.ua побывала на молебне и пообщалась с украинцами о том, почему следует помнить о трагедии и что они знают о геноциде от родных.
КОРОВА В ЗЕМЛЕ
В 15:00 возле Национального музея Голодомора-геноцида начинают собираться люди. В руках держат охапки золотистых колосьев, хлеб, яблоки. На молебен украинцы идут целыми семьями, крепко держа за руки детей.
В палатке поблизости берут лампадки, зажигают свечи и несут в памятник "Горькая память детства" - скульптуры девочки с колосьями. Пожилой человек в шерстяном картузе трясущейся рукой кладет между лампадками гроздь калины.
Сотни киевлян с зажженными свечами в руках собираются в этот холодный ноябрьский день, чтобы почтить память миллионов украинцев, жизнь которых унесла одна из самых страшных трагедий XX века - Голодомор. Раздается грустная мелодия, а на экране транслируют документальный фильм со свидетельствами очевидцев геноцида. Перед ним, застыв со слезами на глазах, стоят и дети, и взрослые.
- Мы из Чигиринщины. Бабушка рассказывала, что наша семья выжила во времена Голодомора только благодаря тому, что была спрятана в земле корова. Могли брать молоко и так питаться, - рассказывает Татьяна Лебеденко, 40 лет. На памятное мероприятие пришла с семьей. - Дальние родственники умерли, потому что у них забрали все, что могло дать спасение.
- Корова была с перевязанной мордой в заваленном погребе, где-то на отшибе в селе, - присоединяется к разговору ее сын 20-летний Даниил Сивак. - Ее не нашли благодаря тому, что забросали ветвями. А вторая линия родственников жила в Одессе. Оттуда привозили золото. Прапрадед мой Петр ездил в Кременчуг "дубками" - лодкой - сдавал золото. За 100 грамм получил только пол кусочка хлеба и килограмм муки - такой вот паек.
Мужчина говорит, что пока была жива прабабушка, то рассказывала родным о трагедии. Однако называла Голодомор - "голодовка".
- Они говорили: "Вся страна тогда голодала". Мы ведь теперь понимаем, что это не так… Боялись рассказывать, - добавляет Данило. - Когда Россия вышла из "Зернового соглашения", начала бить по морским портам с судами, где было зерно, то можно провести параллель между прошлым и настоящим. "Украина - житница Европы" - они еще тогда на нас так говорили. А сейчас так и есть. Сколько существует Московия - столько нет покоя.
ТРАМП И ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ
Перед памятником выстраиваются священники, зажигают свечи на буханках хлеба под крестом. Молебен проводят глава Украинской греко-католической церкви Блаженнейший Святослав и архиепископ Православной церкви Украины Агапит.
Слышен лязг кадила, аромат ладана разлетается по площади. Священники в традиционных красных ризах проводят панихиду, наполняя пространство молитвой. Вдруг в толпе воцарилась тишина - все склонили головы в минуте молчания. Пламя свечей мерцает от морозного ветра.
Александр Максимчук с женой Людмилой поднимается по лестнице от музея. Пришли почтить память жертв Голодомора, ведь важно помнить историю, говорят.
- Вы знаете, я еще когда маленьким был, мне бабушка рассказывала. Это было в нашем селе Ленковцы, Хмельницкая область, Шепетовский район. Люди друг друга ели, детей ели от голода… Тогда это казалось страшной сказкой, я не мог поверить, что это могло быть. Но потом, когда начали открываться архивы, стало ясно: это была страшная реальность, - говорит Максимчук. - боялись все. Соседей боялись, выходишь из дома - и не знаешь, вернешься ли. Люди пухли от голода, дети лежали, нечего было есть, даже траву ели. Но об этом не говорили. Одна из моих бабушек вообще ничего не хотела вспоминать. Это великая трагедия для всей нашей нации, и хотелось бы, чтобы за это ответили.
Уступки, молчание - и вот вам результат
- Мы детьми воспринимали все как сказку, - добавляет взволнованным голосом Людмила. Не сдерживается - плачет.
Александр проводит параллели между трагедией Голодомора и агрессией России против Украины. Россия сейчас совершает еще худший геноцид, говорит.
- Тогда нечего было, что кушать, а сейчас просто убивают и уничтожают. Я не понимаю, куда смотрит мир? Все началось с Крыма. Тогда все просто сглотнули это, и теперь получаем. То же самое было перед Второй мировой войной: уступки, молчание - и вот вам результат. Думают, что Россия их не коснется? - спрашивает риторически Александр. - Министр обороны Польши рассказывал, что сейчас они дают Украине пол процента оборонного бюджета. А теперь снова блокируют помощь. Кто так делает? Разве это по-соседски?
Мужчина возмущается, что западные партнеры недостаточно помогают Украине. Однако из-за последней российской атаки межконтинентальной баллистической ракетой испугались.
- Они в Америке начинают бухтеть: "Это же капец! Он еще чем бахнет". Ну а чем Путин не бахал? Только еще ядерное оружие осталось, но и оно не поможет ему. По нему тоже тогда полетит, - говорит он. - То, что нам дают, - это слезы. Это чтобы мы не сдохли, но и чтобы не победили, - говорит Максимчук. - А вы посмотрите, что делает та же Корея или Китай! И это при том, что у этих стран ресурсов в разы меньше. А те, у кого огромный потенциал, просто смотрят со стороны. Ну, так не должно быть. Но я уверен, что все равно вопрос будет решен.
После победы Дональда Трампа на президентских выборах будущее непредсказуемо, считает Александр.
- Когда его впервые избрали в Америке, я перестал уважать американцев. А сейчас - тем более. Трамп - человек непредсказуемый, с амбициями. От него можно всего ждать даже сильной помощи Украине, если Путин его чем-то обидит или заденет. Все можно было остановить еще в 2014 году. Обама тогда мог не разрешить России забрать Крым. Но он молчал. Теперь мы разгребаем последствия. Но мы выстоим. Мы обязательно победим. Это точно.
Мужчина доверяет президенту Украины Владимиру Зеленскому. Но недоволен действиями и политикой Верховной Рады.
- Те, кто сидят в Раде, те красавцы - до них еще очередь дойдет. Они все разбегаются, как только появляется опасность. И я надеюсь, что люди еще спросят, спросят, что они делали, когда Украина была в огне, - резко отвечает он. - Я только боюсь потерь: человеческих, территориальных, культурных. Но мы это переживем. Просто нужно держаться, не сдаваться и делать свое. Люди уже устали, но надо поддерживать эмоции, как после освобождения Херсона, Харькова, Киевщины. А чтобы победить врага на поле боя - нужно оружие.
СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ
В 16:00 люди со свечами становятся в очередь к памятнику. Ставят лампадки, падают на колено и крестятся. С лампадкой в руках, оплетенной венком, подходит председатель Наблюдательного совета Международного благотворительного фонда Музея Голодомора Иван Васюник.
- День памяти жертв Голодомора, как и два предыдущих, проходит в условиях великой геноцидной войны. Уже теперь, на третий год, украинцы и весь мир понимают, что Голодомор и нынешняя война планировались в одних и тех же кремлевских кабинетах, - отмечает Васюник. - Тогда это был Сталин, а сегодня - Путин. Но цель их не изменилась - уничтожение украинской нации. И тогда, и теперь в результате этого геноцида гибнут украинцы. Многие потомки выживших во время Голодоморов воюют сейчас в составе нашей армии и защищают нас, защищают Украину.
На улице темнеет, в ярком сиянии возвышается мемориал в форме свечи над музеем. Люди заходят внутрь - листают книги, рассматривают экспонаты. Мероприятие традиционно посетил экспрезидент Виктор Ющенко, много лет поддерживающий музей и памятные события.
- Сегодня мы ждем большой консолидации, - говорит Ющенко. - Нам нужно добить этого свирепого врага. Без этого покоя не будет у вас, и у нас, к сожалению. Во время войны котируется все, что делает нас цельным. А цельными нас делает национальное осознание - в беде, на радостях, в победах. Когда мы открывали черную страницу тяжелого великого Голодомора, говорили, что если мы ее глубоко осознаем, она нас консолидирует. Когда будем открывать историческую правду о наших дедах-прадедах, их победах - они тоже нас консолидируют. Победу не творит оружие - ее творит дух. Мы понимаем, что уже победили с тем сопротивлением, которое оказывает наш народ 11 лет. Украинством гордится весь мир, за 33 года наша нация совершила замечательную дорогу осознания, национальной зрелости.
Голодомор и нынешняя война планировались в одних и тех же кремлевских кабинетах
Люди поднимаются на заснеженные склоны парка, где белым запечатлели даты - 1932-1933. Устанавливают свечи в крепеж и останавливаются на несколько минут в раздумьях. У экрана женщина с сине-желтым платком на шее прижимает к груди охапку колосьев. Предки 73-летней Лидии Коваленко погибли в Голодомор.
- Моя семья очень тяжело пережила голод. Дедушка имел землю, лес, люди у него работали, но когда пришла эта беда, все было уничтожено, - рассказывает Лидия, а по щекам льются слезы. - У меня есть семейный альбом, я всем внукам и правнукам рассказываю о наших корнях, показываю фотографии. Дедушка на фото такой красивый, в костюме, при галстуке, а рядом бабушка и тети. Но они все умерли… Один дедушка погиб в голодовку, другой тоже не выжил, бабушке тоже не смогли пережить эти времена.
Память об этих событиях передавалась в ее семье из поколения в поколение. Она бережно хранит истории, чтобы младшие знали о трагедии.
- Я всегда ставлю свечу на окно в День памяти. Всегда рассказываю детям и внукам о тех временах. В нашем селе, возле Белой Церкви, выживали, как могли. Лес рядом, река Рось - ловили рыбу, собирали, что можно было есть. Но не все выжили. Детки умирали, дедушки, бабушки. Это была ужасная катастрофа. Эта война - тоже геноцид. Они хотят стереть нас, украинцев, как нацию. Уничтожить нашу культуру, нашу историю. Но мы должны сплотиться, быть сильными, помогать друг другу. Я прошла два Майдана, и тогда я испытывала такую любовь к Украине, такой патриотизм, что словами не передать. Мы варили кофе, носили еду, поддерживали всех, кто стоял на баррикадах. И сейчас мы должны быть такими же едиными.
Семья женщины на протяжении лет испытывала страдания через Россию. Пережили Голодомор, Вторую мировую и голод после нее, войну в Афганистане, а после полномасштабного вторжения на фронте получил ранение ее двоюродный внук. Лидия рассказывает, что, несмотря на все трудности, ее любовь к Украине только возросла. Она не представляет своей жизни за границей и верит в силу украинского народа.
- Мне 73 года, но я никогда в жизни не испытывала такого подъема, как в те моменты, когда мы боролись за нашу землю. Мы должны защитить нашу землю, защитить друг друга. И никаких переговоров, или - только на наших условиях. Это такие изверги, что им нельзя верить. Они хотят уничтожить каждую семью, каждый наш дом. Но мы должны держаться вместе. Нам нужно быть сильными, чтобы они не победили нас.
Люди медленно расходятся, оставляя зажженные свечи по всей площади. Слышен аромат теплого воска. Холодный ветер играет с пламенем, разнося вокруг свет памяти.
Комментарии