В Национальном художественном музее в Киеве показывают наиболее резонансные картины современных украинских художников. Соединили фотографию, живопись и графику трех залов под географически названием "Ориентация на местности".
История разворачивается на местности, а потому пейзаж является социальным. А украинский пейзаж - это история, география и политика.
Участники выставки - широко известные и молодые украинские художники разных творческих направлений. Здесь есть и работы Олега Тистола, и Николая Маценко, и Виктора Марущенко, Игоря Гайдая, Тиберия Сильваши, Лады Наконечной, Алексея Сая и других.
Художники экспериментировали с картами, форматами и довольно узнаваемыми киевскими, львовскими, донецкими местами. Как сориентироваться в трех залах действующей выставки Gazeta.ua расспросила у куратора проекта Галины Скляренко.
- В "Ориентации на местности" связывали картины с определенной украинской географией?
- Вы понимаете, что сейчас происходит в стране? Я - нет. Я не понимаю, в каком направлении движется страна. Я не понимаю, где мы вообще живем. Потому что, когда я выезжаю за 200 километров от Киева у меня такое впечатление, что я в другой стране. Там по-другому живут люди, они по-другому двигаются, у них другие проблемы. Выставка именно об этом. Это попытка разобраться - где мы есть и в какой стране мы живем, в каком направлении мы хотим двигаться.
- При выборе картин из творческой подборки художников на что обращали внимание? Пытались представить все украинские регионы - от донбасских шахт к пейзажам Западной Украины?
- Так или иначе большинство художников рассуждает о пейзаже. Но в традиционном формате пейзаж сегодня невозможен. Потому что просто нет таких нетронутых мест - куда ни придешь везде найдешь банку от "кока-колы". Все иначе. И в то же время эта география влияет на нас чрезвычайно. Работы - это ощущение художников в этом пространстве.
- Среди этих фото, графики, картин у вас есть свои любимые "пейзажи"? Возможно они ассоциируются с определенной украинской местностью?
- Мне очень нравится цикл Романа Минина. Я его постепенно для себя открываю. Для меня был также очень интересный Гамлет Зиньковский. Мы сделали из его двух циклов историю о человеке, который хочет уехать из страны и почему она хочет уехать. Ведь он живет в таком унифицированном, негуманном, пустом пространстве.
- Выходит сейчас это "художественный украинский тренд" - снимать кино о желании эмигрировать как в цикле "Украина, гудбай!", делать фотоколлажи, картины...
- А дело в том - что сегодня в Украине это главная тема - ехать или не ехать. И вот этот третий зал именно этой теме и посвящен. Я также хотела, чтобы в этом пространстве звучали человеческие голоса. Поэтому для меня главная работа, так сказать эпиграф этой выставки - блок из работ Анны Войтенко, а сверху два цикла Виктора Марущенко - "Троещина" и "Электорат". Для меня это два главных произведения на выставке. Здесь все сказано и от этих работ мы развиваем тему "ориентации на местности" дальше.
Выставку можно посмотреть до 15 июня. Музей находится по улице Грушевского, 6 (понедельник и вторник - выходные).
Комментарии