"Первым звуком, который я записал, был шорох от крылышек моли. Не мог понять, что я слышу. Опустил голову и увидел ее, умирающую на полу. Получается, что первой записал смерть", - рассказывает экспериментальный музыкант Джефф Джерман, герой фильма польского режиссера Яцека Петра Блавута "Как разрушать машины времени".
Ленту показали на XV Международном фестивале документального кино о правах человека Docudays UA в короткометражной программе. Проходит в Киеве с 23 по 30 марта.
"Мне интересно, о чем думают ящерицы. Как отличается их процесс мышления от человеческого. Когда наблюдаю за ними, их поведение выглядит фрагментарным. Кажется, в голове ящерицы примерно такие мысли: "Ищу пищу, ищу пищу, что это шевельнулось, а нет, все хорошо, ищу пищу". Спрашиваю себя, как связано мышление с языком? Возможно ли забыть язык? И как тогда буду думать, если не смогу говорить?", - рассказывает Джефф режиссеру ленты во время съемок.
Герой фильма "Как разрушать машины времени", 60-летний Джефф Джерман живет возле трассы в Фениксе, штат Аризона. Вокруг большие просторы и нет контакта с городом. Он записывает экспериментальную музыку - звуки природы. Добывает их из окружающих вещей, - камней, костей, высушенных насекомых, веток деревьев, листьев. В зависимости от того, каким образом он это делает, получается разное звучание одних и тех же предметов.
6 лет продолжались поиски денег для съемок видео.
"Была идея сделать фильм о музыканте, который записывает звуки природы, - рассказывает режиссер ленты Яцек Петр Блавут. Я работал в США над совсем другим фильмом. Но идея создания кино об экспериментаторе не оставляла. Написал список музыкантов, которые работают в таком направлении, и где можно их встретить.
С Джеффом познакомился случайно, по дороге на съемки запланированного фильма. Мы проговорили 2 часа. Он стал первым и последним музыкантом, которого я искал. Сразу понял, что это мой герой. За короткое время разговора я почувствовал невероятную энергию, которая идет от этого человека.
Через историю Джеффа хотел открыть людям глаза на то, что надо жить в единстве с природой. Он не всегда был отшельником, но постоянно искал контакта с ней. В детстве жил в Тихоокеанской военной части, где служил его отец. Время от времени семья переезжала. Сегодня Джеффу 60. Он издает по несколько дисков с экспериментальной музыкой в течение года. Для ее создания использует все, что окружает: ветви деревьев, камни, палки, кости умерших животных. Имеет компьютер, интернет, поддерживает связи со студиями звукозаписи, сотрудничает с другими музыкантами. Основал даже оркестр под названием "Анимизм", где играют на камнях. Джефф очень открытый, но и по-своему уязвим. Женат, но мы не показываем его личную жизнь. Этого не хотел и сам Джефф, и я. Ибо это лишило бы его той ауры исключительности. В фильме он выглядит монахом, который живет среди звуков природы. Но жизнь прозаична. Джефф работает в магазине здоровой пищи, чтобы за что-то жить. Ранее он полгода работал, а следующие полгода ничего не делал, только слушал музыку, тратя заработанное. Из-за кризиса не может себе такое позволить. Нашел постоянную работу. В фильме главная не только музыка, но и фигура человека, у которого уникальное видение мира", - продолжает Яцек.
"У всех в сознании живут машины времени. Они мешают нам наслаждаться моментом. Разрушить их может только концентрация. Когда мы не думаем о прошлом или будущем, а находимся здесь и сейчас, сосредоточены на процессе создания. Когда ты добываешь звуки из природных вещей, ты погружен в это, думаешь, как провернуть камень, чтобы получился определенный звук. Люди думают, что самовыражение - это что-то сложное. Но мы выражаемся через все, что делаем. Я решил, почему бы не сделать это по-другому", - говорит Джефф Джерман.
Фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA проходит 15-й год подряд. Нынешними локациями стали Кинотеатр "Жовтень", креативное пространство IZone и кинотеатр "Украина". Тема фестиваля "Уровни равенства". Определять победителей в номинациях Docu-права, Docu-Коротко, Docu-Жизнь, Docu-Украина будет профессиональное жюри, в состав которого входят кинематографисты, кинокритики, искусствоведы и журналисты из Украины, Италии, Румынии, Швейцарии и Беларуси. Фестиваль продлится до 30 марта.
Комментарии