"Дни" тайваньского режиссера Цая Минляня - один из тех фильмов, из сеансов которых обычно выходят много людей. Задача "Недели критики" не только в том, чтобы показывать то, что хочет зритель. Но и более незнакомые и необычные формы, эстетики, подходы к кино.
Об этом говорит кинокритик Сергей Ксаверов во время обсуждения ленты после показа в рамках 4-го кинофестиваля "Киевская неделя критики". Проходил в столичном кинотеатре "Жовтень" 22-28 октября, пишет журнал "Країна".
52-летний Кан живет один в большом загородном доме. 28-летний иммигрант Нон - в маленькой квартирке в городе. Встречаются в отеле, где Нон работает массажистом. После сеанса ужинают в придорожном кафе и возвращаются по домам, по сюжету.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Фильм "Земля кочевников" пересматривает американскую мечту
"Цай Минлянь - тайваньский классик, - говорит Ксаверов. - Всю свою жизнь будто снимает один фильм. Постоянный лейтмотив - изоляция и дистанция. Показывает людей как одиноких существ в пузыре своей квартиры. Одиночество пытаются как-то нарушить. Нащупать не столько другую личность, а другое тело. Попытки обычно очень физические - касаются еды или секса. Часто неуклюжие, абсурдные. Потому что герои не знают, как коммуницировать.
Картины Минляня - в чем-то одинаковые, но и выразительные. В течение лет его стиль не усложнялся, а упрощался. Все время как бы отрезает лишнее.
"Дни" требуют времени и терпения. Фильм почти без слов, без перевода и субтитров. Длинные, статические кадры. Примитивный сюжет о повседневности.
Это созерцательная лента о течении времени. Двое мужчин занимаются своими ежедневными делами. Постепенно механически движутся навстречу друг другу. После небольшого момента единения возвращаются к своим начальным точкам.
Я перестал видеть в фильмах Минляня трагическое. Скорее логическое. Персонажи "Дней" выглядят самодостаточными в своем одиночестве.
Уже в первом кадре режиссер настраивает контакт со зрителем. Мы должны выбиться из привычного ритма. Долго смотрим, как герой неподвижно сидит в кресле и наблюдает за дождем за окном. Где-то на третьем-четвертом подобном кадре думаешь, зачем я пришел на этот фильм. А потом - почему бы и нет.
В свое время американский критик сказал о лентах Минляня, что это как смотреть, как сохнет краска на стене. Хотя для меня он является исключением из так называемого медленного кино. Ни к чему не принуждает. Освобождает зрителя. Позволяет подумать хоть о себе, хоть о чем угодно. Это таблетка от современности.
Исполнитель главной роли Ли Каншен появляется во всех фильмах Минляня на протяжении 30 лет. Это документализация, аналогов которой в истории кино мы, пожалуй, не знаем. Почти в каждой ленте его зовут одинаково. Хотя это не значит, что играет одного и того же персонажа. То есть какой-то степени режиссер сводит людей к абстракциям, фигурам.
У актера неизлечимая болезнь - постоянные боли в шее. Режиссер включает этот элемент в ленты. В "Днях" много документальных моментов. Например, Кан приходит к врачу, из-за недуга, а Минлянь сказал: "Хочу это снять".
Полную версию материала читайте в журнале "Країна" от 5 ноября.
4-я "Киевская неделя критики" собрала более 4200 просмотров в кинотеатре "Жовтень". В течение 7 дней показали 19 фильмов. Украинские премьеры, ретроспективу классики, а также хиты фестивалей этого года в Венеции, Каннах, Берлине, Сан-Себастьяне, Торонто.
Мероприятие основали в 2017-м для ознакомления с лучшими лентами мирового кино. Программу формируют кинокритики.
5-я "Киевская неделя критики" состоится 21-27 октября 2021-го.
Комментарии