Конкурс художественного репортажа "Самовидець" объявил своих победителей. В этом году принимали работы на тему "Где, как и почему работают украинцы ". Первое место завоевала Ирина Гищук с репортажем о работе гидов. Также в десятку финалистов попали авторы журнала "Країна" Захар Колисниченко и Станислав Цалык. Последний получил поощрительный приз за текст о Евпатории. Конкурс репортажей от издательства "Темпора " проходит во второй раз .
"В этом году объем и количество представленных работ уменьшились - жюри это приятно, - заверил один из судей, писатель Антон Санченко. - А украинцы, видимо, не очень любят работать, и большинство репортажистив ничего не смогли написать. Было две работы о крымских курортах - Тарханкут и Евпаторию. Лидера выбрали почти единогласно - это хорошая, практически художественная проза. Запомнился репортаж об Италии. Украинки в Италии узнают друг друга, как рыбак рыбака. А вместо "Здравствуй " спрашивают " Ты сегодня ела? Есит где ночевать? ". Поэтому когда говорят, что украинцы друг друга не поддерживают - это неправда" .
Кроме Антона Санченко в жюри были писатели Андрей Бондар, Остап Сливинский и литкритик Татьяна Трофименко.
"Общее впечатление - рядовой уровень репортажей не очень высок, - отметил Остап Сливинский. - Было действительно несколько хороших на том сереньком фоне. Очень понравилась в отдельных текстах сюжетность. В репортаже должна быть какая-то история, которая удерживает его. Большинству ее хватало. Без сюжета репортаж превращается в дневниковые записи или путевые заметки. Не понравилось во многих конкурсантах чрезмерное "я"канье. Многие описывали собственный опыт, были одновременно репортерами и главными героями. А репортер должен отступать перед опытом собеседника".
"Я проехался на такси" - и это уже репортаж по мнению некоторых авторов, - добавила Татьяна Трофименко. - В прошлом году цитировала Юрия Кучерявого: "Чего стоят ваши репортажи, если они не с поля боя, а автор не погибает под пулями". Пророческие были слова. Мы уже получили одну работу, посвященную революции. Думаю, в следующем году их будет больше".
Третье место занял Владимир Молодий с репортажем "Петли Апеннинского ботинка" . Автор два года прожил в Италии и хотел развенчать некоторые мифы об украинцах, которые там работают. В Италии свое исследование также провела серебряная финалистка Светлана Одинец. Оно кристализировалось в репортаж "Миграция украинок: по ту сторону молчания и знания".
"Свой текст я посвятила революции и до революции эта тема для меня была самой важной. Миграция у нас почти не осмысливается, а миграция женщин вообще не осмысливается. Свое научное исследование я начала 2 года назад. Сам репортаж писала 3 часа, в половине первого ночи прислала - только потому, что пообещала друзьям".
В тексте "Девочка на шаре, или Те, что создают" победительница Ирина Гищук рассказала о труде гидов. Кроме денежного вознаграждения, она получила право на издание книги.
"Выглядит это так : автобус с украинскими туристами собирается во Львове, туда же садится гид и на протяжении недели - двух создает настроение. Это работа, которая обладает всеми мыслями. Когда гиды встречаются на кофе в Париже или дома - все разговоры - о работе. Пожалуй, о труде физиков-ядерщиков писать проще - пришел, пообщался, изложил, что знаешь . А о гидах я, наверное, знала слишком много. Было ощущение, что утонула в теме. Писала тоже за последние несколько дней".
На конкурс поступило 25 репортажей, хотя заявок на участие было значительно больше - около 40.
"Думаю, их меньше потому, что дедлайн совпал с началом революции. А поскольку украинцы делают все после дедлайна, то не было времени этим заниматься, - рассказал координатор конкурса Лесь Белей. - Экзотические темы вошли в десятку. Например, человек зарабатывает тем, что забирает пассажиров из-под маршрутки, набивает полный салон и сам их возит в черную. Другая авторка устроилась работать в секс-по телефону.
Художественный репортаж отличается метафоричностью, символичностью. Везде есть возможности для творческой вариации. Единственное, что должна быть написана правда, без художественного домысла, но с художественными средствами .
В организационном плане труднее всего было бороться с украинским свойством воскрешать "мертвую линию" - дедлайн. Тема кажется очень широкой. Существует очень много способов зарабатывания денег, которые просто не выписаны. В том числе " Беркут " и профессия титушек".
Конкурс проходит во второй раз. В прошлом году победил писатель и журналист Олег Криштопа. В издательстве "Темпора" вышла его книга "Украина: масштаб 1:1". Также планируют издать репортажи победителей.
Комментарии