- Какие такие плавни? Вы хоть никому не говорите. Мы это название не приветствуем. Вот насмешили меня сегодня. Еще никто не такого спрашивал, - говорит кассирша в толстых очках на автовокзале города Кременчуг Полтавской области. Покупаю билет до Горишних Плавней. Такое название получил город Комсомольск после переименования. - Даже в билете написано: Комсомольск. Едьте с Богом, - закрывает окошко.
От областного центра до Горишних Плавней - 105 км, курсирует один автобус. Из Кременчуга - маршрутки каждые 10 мин. В салоне звучат "Золотые купола" Михаила Круга. Водителю - лет 40. Он в джинсовых шортах и темных очках. Открывает окно.
- Родственники из Житомира звонят и прикалываются над новым названием. А мне нравятся Горишни Плавни. Очень красиво, - говорит. - Может, людей больше будет ездить в такой знаменитый город. Но пока туристов не встречал. Катаются только на работу из Кременчуга.
Сессия городского совета хотела оставить название Комсомольск. Мол, оно происходит не от "комсомола", а от коллектива молодых социально мотивированных людей настоящих казаков. Такой вариант был невозможен, по закону о декоммунизации. Комитет Верховной Рады по вопросам местного самоуправления поддержал предложение Института национальной памяти о переименовании Комсомольска в Горишни Плавни.
На въезде в город разрисованная в сине-желтое надпись "Комсомольск. Основан в 1960 году". Въезжаем на центральный проспект Героев Днепра - бывшего Ленина. Переименовали также три улицы - Советскую в Соборную, Петровского - в Доброхотова, Котовского - в Леси Украинки.
В Горишних Плавнях 55 тыс. жителей. Каждый третий - пенсионер. Город преимущественно застроен 5 - и 9-этажками. Общественного транспорта нет. Остановки - с пластиковым накрытием и деревянными скамьями. Без надписей. Несколько раз в день служебные автобусы развозят работников с двух наибольших предприятий - Полтавского и Еристовского горно-обогатительных комбинатов. Подбирают и горожан.
На первом этаже горсовета расположен Клуб первопроходцев. Он объединяет около 400 человек, которые строили Комсомольск.
- На общественных слушаниях все первопроходцы проголосовали против Горишних Плавней, - председатель клуба 74-летняя Вера Станицкая сидит за рабочим столом. У нее короткие кудрявые седые волосы. Накрашены губы. Говорит то по-русски, то по-украински. - Но верхушка страны нас не слышит. Так не уважать людей, которые своими руками поставили город. Здесь же был пустырь. Спали в палатках, просились в ближайшие села на квартиры. Какая была радость, когда открыли первое общежитие на улице Мира. Мы считаем, что Комсомольск - историческое название. Только дела до этого никому нет. Придумали декоммунизацию. Лучше сделали бы европейские пенсии.
В 5 км от центра расположен Полтавский горно-обогатительный комбинат. Это наибольший производитель и экспортер железной руды в Украине. На предприятии работают около 8 тыс. человек. Его контролирует миллиардер, народный депутат 42-летний Константин Жеваго.
Машины проезжают по пропускам. Для прохожих - вход свободный. Охранник просит не фотографировать.
В столовой комбината питаются и его работники, и горожане из ближайших офисов. Поесть можно за 10-20 грн. После обеда на смену возвращаются двое мужчин. Говорим возле порога. Они не представляются.
- Нам классно живется. Зарплата - около 5 тысяч. Хватает и с девушкой погулять, и покушать вкусненького. Нигде в Украине молодежь не получает столько. Я здесь в техникуме выучился. И сразу на работу, - говорит тот, который пониже с бородкой.
- Нам все равно - Комсомольск или Горишни Плавни. Главное - уровень жизни. Город богатый, зеленый, просторный. А для пенсионеров это, конечно, трагедия, - говорит на ходу второй. Заворачивают за столовую.
В роддоме в этот день никого не выписывают. В кабинете на втором этаже перебирает бумаги старшая акушерка 55-летняя Ольга Федорченко. В справках пишут - новорожденные являются жителями Комсомольска, говорит.
- Все документы приходят со старой надписью, - показывает бланк на выписку. - Сверху не было указаний. Да и родители не спрашивают, - говорит быстро. Ссылается на занятость.
За два дня не замечаю в городе ни одной надписи "Горишни Плавни".
62-летняя Галина Гринько печет пирог с вишнями. С на три года старшим мужем Александром проживают в 2-комнатке на ул. Добровольского.
Оба - на пенсии. Раньше работали на Полтавском горно-обогатительном комбинате. Галина Николаевна была бухгалтером. Александр Васильевич - электриком в цехе сетей и подстанций. В браке 45 лет. Имеют двух дочек и столько же внуков.
- Эта квартира у нас с 1979 года. Все работники получали. Сейчас тоже молодым семьям дают, - говорит Галина Николаевна. - Мы недавно помогли купить дочке и зятю 2-комнатку за 18 тысяч долларов. Они работали в Италии. Он - на стройке, она ухаживала за пенсионерами. Потом работы не стало, вернулись.
- Власть только глаза замыливает, что нас ждут в Европе, - Александр Васильевич заходит с балкона, курил. - О людях забыли. И ничего у нас не спрашивают, хотя и приняли закон о местном самоуправлении. А двигаемся к диктатуре. Будто в Киеве виднее, жить нам в Горишних Плавнях или в Комсомольске. Навязывают свое мнение.
Галина Николаевна показывает в окно на покошенный сорняк у дома.
- Это заслуга еще Александра Попова (был мэром Комсомольска в 1994-2006 годах. Потом возглавлял Киевскую горгосадминистрацию. Причастен к силовому разгону студентов на Майдане в ноябре 2013-го - ГПУ). Так он наладил работу коммунальных служб. Всегда убрано в городе.
- А зимой во время снегов целую ночь работает техника, - добавляет Александр Васильевич.
Пляжи набережной Днепра обустроены детскими и волейбольными площадками. Несколько мужчин рыбачат. Съезжаются подростки на велосипедах, включают музыку на телефонах.
- С мамой и бабушкой только и спорим о Горишних Плавнях. Говорю родственникам: "Хватит жить прошлым. Это уже история. Комсомол уплыл в прошлое". Ничего не докажешь им. Уперлись - и все, - говорит Татьяна Зайцева, 21 год.
С друзьями щелкают семечки.
- Мои родители - такие же. А мы не хотим, чтобы вся Украина считала нас неизвестно кем. Мои друзья ездили на Майдан. Нужны изменения. На работу не устроились. Нет такого, чтобы открывались фирмы для современных специалистов. Надо перебираться в областной центр, Днепропетровск или столицу, - присоединяется подруга. Называется Еленой. - Но ничего. Главное - не быть пассивными.
Начинается дождь.
Центральный рынок расположен в конце просп. Героев Днепра. Под шиферным накрытием - мясо, молочные продукты, овощи и фрукты. Дальше - строительные и бытовые материалы в небольших киосках.
Утром скупаются 27-летняя Алина и 26-летний Олег Коваль. Три года тому назад переехали из Кременчуга. Снимают 1-комнатку за 2 тыс. грн. Мужчина - программист. Женщина - продавщица в продуктовом магазине. Подходят к раскладке с овощами. Килограмм огурцов стоит 14 грн, помидоров - 33.
- Олежка получает до 10 тысяч в месяц. Я - 3. Хватает с головой, - говорит Алина. Берут по 2 кг огурцов и помидоров. - В Кременчуге продукты дешевле. Но и зарплаты ниже. Здесь можем насобирать на отдых. В прошлом году ездили в Карпаты на две недели. Подруга тоже собирается сюда перебраться. Она знает английский. Набрала малышей для репетиторства.
Супруги покупают свинину, яйца, домашнюю сметану. Едут домой на такси.
Комментарии