Ексклюзивы
вторник, 22 июля 2014 15:15

"Сила украинской политики - в ее непредсказуемости"

 

- На улице жара, а украинцам придется закаляться: словно в минус 20 обливаться холодной водой, - говорит о ситуации в стране 39-летний Евгений Магда, директор Центра общественных отношений. Встречаемся в кондитерской пекарни "Волконский" на столичной Контрактовой площади. В зале пусто. Играет спокойная музыка. Пахнет шоколадом. Магда заказывает двойное капучино.

Какими мы будем после войны на Донбассе?

-  Другими. Сейчас получаем трагический военный опыт. У нас будет "донецкий синдром". Какие будут последствия - неизвестно. В Соединенных Штатах был "вьетнамский", в Советском Союзе - "афганский" синдром.

Поймем, что патриотизм - это не только вышитая сорочка, сине-желтый флаг. Любить государство - это честно и преданно ему служить. Теперь закаляемся по радикальной системе. Болезнь можно победить лишь преодолев кризисный момент. Сегодня мы это делаем. Если не освободимся от российского давления, то нас вынесет в евразийское пространство. Оттуда уже не вернемся. Центрально-европейский поезд тронулся лет 10 тому назад. Украине нужно любой ценой зацепиться за последний вагон. Сейчас - последняя возможность сделать это.

Когда закончится война?

- Трудно сказать. Живем в условиях жесткого кризиса, начиная с декабря. Сколько он еще будет продолжаться - никто не знает.

Какие теперь настроения на Донбассе?

-  Усталость. Люди хотят спокойствия. Донецкую и Луганскую область используют как инструмент. Если регион оторвут, то его будут использовать как железную трубу. Ею постоянно будут оказывать влияние на Украину. Поэтому задание жителей Донбасса - не позволять себя обмануть.

Он не нужен России. У них есть Кузбасс (Кузнецкий угольный бассейн на юге Западной Сибири. - "ГПУ"), где уголь дешевле и калорийнее.

В чем ключевые внутренние опасности Украины?

-  Основная - заоблачные ожидания людей. С одной стороны, общество патриотически выросло. Граждане финансово помогали майдановцам, переселенцам, армии. С другой, люди еще не до конца понимают, что для изменений необходимо время. Хотят закрыть глаза и проснуться в Германии, Нидерландах или хотя бы в Польше. Не осознают, что эти народы тяжело работали, чтобы достичь нынешнего уровня жизни.

Каким образом изменить повестку дня?

- Не давать и не брать взяток. Научиться жить расчетливо. Перестать заглядывать в карман соседа. Украине не хватает протестантской этики, где люди знают: только трудом можно достичь лучшей жизни.

Нас ждут в Европе?

- Нет. Расширения Евросоюза в ближайших 15 лет не будет. К тому же Украина - буферная зона между Россией и Европой. Поэтому наше вступление в ЕС многим странам создаст "неудобства".

Почему до сих пор не ратифицировали Соглашение об ассоциации с Евросоюзом?

- Сила украинской политики - в ее непредсказуемости. Это живой процесс. Соглашение ратифицируют. С украинской стороны - точно. Тормозит скорее Запад, согласовывая между собой все детали.

Какие сейчас у Украины есть резервы для движения вперед?

-  Имеем уникальную возможность возобновить историческую справедливость. В частности, наладить контакты с Польшей, балтийскими странами - Латвией, Литвой и Эстонией. На них надо опираться. Еще одно направление - сотрудничество в рамках ГУАМ (региональное объединение четырех государств - Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова. - "ГПУ"). Все страны этого объединения имеют проблемы с Россией. Киеву это на руку.

Где ключ к победе над Россией на Донбассе?

- Опираться стоит на собственные силы. Только так можно сломать планы Кремля. Можно, конечно, построить стену Коломойского, или забор Авакова, но выиграть поединок с Россией таким образом не удастся. Нужно играть на противоречиях, которые есть всегда везде и у всех.

Нам это по силам на этом этапе?

- Да, если учитывать общую выгоду Украины и государств-союзников. В Балтии строят терминал сжиженного газа. Киеву надо договариваться, чтобы труба шла через Польшу. Планам Кремля может помешать в первую очередь грамотная международная политика.

Кто или что сможет заставить Россию остановиться?

-  Только украинский народ. Москва взяла на вооружение тактику небольшой победной войны. 85 процентов россиян поддерживают Путина. С такой социологией можно и концлагеря строить, никто даже не пикнет.

Европа будет помогать Киеву в борьбе с Москвой?

-  Кроме "обеспокоенности", Евросоюз ничего конкретного не предлагает. Союзники Украины - те, кто ее понимает, - страны Балтии и Польша. Возможно, еще присоединится Словакия.

Что делать с Донбассом, если отобьем его?

-  Конечно, отобьем. Донбасс к следующим президентским выборам трансформируется. Увеличится количество патриотов. После войны регион нужно деиндустриализировать. Не стоит восстанавливать все нерентабельные шахты. Альтернатива - создавать условия для малого и среднего бизнеса. Это может быть будущим Донбасса. Там должна появиться прослойка среднего класса, которая будет поддерживать стабильность в регионе. Это действеннее, чем "гудок Ахметова" (20 мая запустили гудки на предприятиях, подконтрольных миллиардеру Ринату Ахметову, - за мир на Донбассе. - "ГПУ"). Также стоит организовать внутренний туризм. Например, продавать дешевые билеты во Львов, чтобы донетчане и луганчане видели, как там живут. Этим могут заниматься частные инвесторы при поддержке государства.

А как быть из украиноненавистниками?

-  Лишать гражданства не выйдет. Украина не может отказаться от миллионов своих граждан. Надо постепенно убеждать. Объяснять, что в Украине живется лучше. Также заручаться поддержкой формальных и неформальных лидеров. Ахметова "списывать" не стоит. Он долго был человеком номер один на Донбассе. Это укоренилось в головах людей. Для него образование Донецкой и Луганской народной республики - трагедия. Мир никогда не признал бы их. Соответственно, состояния Ахметова уменьшились бы в разы.

Какой способ убеждать людей самый эффективный?

- Надо давать возможность сравнивать: как они жили раньше, как живут теперь и какие есть варианты на будущее.

Украине нужен определенный тип авторитарного политика. Особенность такого лидера заключается в возможности решать самостоятельно сложные задачи и в то же время быть рядом с людьми. На парламентских выборах выиграет политическая сила, представители которой на машинах не ездят. В общественном транспорте поневоле слышишь, о чем люди говорят, видишь проблемы города, страны. А наши политики спускаются в метро только для раздачи агиток.

Порошенко соответствует запросам времени?

-  Порошенко - не Янукович. Чувствует себя наемным менеджером. Понимает весь груз ответственности. И рядовых граждан не интересует, что у нас теперь парламентско-президентская республика. Избрали президента в первом туре и хотят, чтобы ужас в Донецкой и Луганской области закончился быстро.

Носит голубые рубашки

Киевлянин Евгений Магда последние два года преподает теорию и историю социальных коммуникаций. Читает лекции по политическому консалтингу, предвыборным технологиям и политической рекламе. По образованию - историк, кандидат политических наук, доцент.

Консультирует политиков. Директор общественной организации Центр общественных отношений.

Женат. Елена - экономист-международник - в декретном отпуске ухаживает за дочкой Татьяной.

В 2006-ом впервые побывал за рубежом, в Хорватии. С тех пор называет себя хорватоманом. Любит их белое вино. Носит голубые рубашки.

- Только на венчание надел белую, - говорит. - А женился в вышитой сорочке.

Сейчас вы читаете новость «"Сила украинской политики - в ее непредсказуемости"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть