Ексклюзивы
вторник, 16 сентября 2014 05:25

"У нас в хате ничего не было. Одна табуретка, которую сделала мама"

 

Олег Сагайдак работал капитаном на яхте Петра Порошенко

63-летний художник Олег Сагайдак из Новой Каховки на Херсонщине живет сам в трехкомнатной квартире на Днепровском проспекте - главной улице города. Встречает в белой футболке и белых брюках. Приглашает в большую комнату. Идет на кухню заварить кофе.

В комнатах давно не было ремонта: на стенах - старые обои, внутренние двери еще советские, не крашеные. В зале стоят диван, журнальный столик и деревянное кресло-качалка. На всех стенах висят картины Сагайдака.

- Родители приехали на строительство Каховской ГЭС в 1951‑ом, когда мне было полгода, - хозяин с кофе садится в кресло. - Папа работал художником, мастерской служил вагончик, мы первое время там и жили. Впоследствии дали отдельную комнату. Здесь родился младший брат Юлик. Сюда приходил к отцу Александр Довженко.

Думаю, они познакомились еще до войны, когда отец дважды ездил в Киев на форумы молодых поэтов. Довженко мне запомнился в черном костюме, шляпе. Ходил с палочкой, привезенной ему кем-то из Китая. Ручка была сделана в виде головы дракона. Все костюмы у него были импортные, качественные. С отцом разговаривали по-украински. Голос у него сильный, энергичный. Александр Петрович всегда умел держать себя. Сразу было видно, что это великий артист и выдающийся человек.

Меня родители в детстве почему-то называли Алеком, а ему это не нравилось. Он даже вставил в сценарий "Поэмы о море" персонаж - развращенного мальчика Алека, генеральского сынка, который никого не слушался. Но это не обо мне: я не был разбалованным, потому что у нас в хате ничего не было. Одна табуретка, которую сделала мама.

Несколько раз приезжала на два-три дня Юлия Солнцева, жена Довженко. Раз - на "Победе" с водителем. Сама - в вельветовом светло-коричневом костюме. Это больше всего меня поразило - личный водитель и костюм.

На стенах комнаты Сагайдака - 25 его картин: акварели, станковая живопись, графика. На них казацкие чайки и яхты.

В зрелом возрасте художник стал яхтсменом. Окончил в Одессе курсы для капитанов моторных яхт. Последние три года работает на чартерных туристических рейсах. Ходит по Средиземному морю - в Хорватию, Грецию, Италию, Испанию. Рейс продолжается от недели до двух. В этом году провел в плавании пять недель.

-  Приходят на яхту, например, восемь человек, которые никогда не были в море. Надо, чтобы никто голову не разбил, не вывалился за борт, не утонул. Это только со стороны яхта красиво выглядит. Палуба не стоит на месте, ее целую неделю качает. Люди теряют равновесие, ориентацию, болеют морской болезнью. Надо день и ночь все контролировать, быть для всех нянькой.

В 2006 году в Одессе Олега Юрьевича наняли на новую яхту итальянского производства, чтобы перегнать ее в столицу.

-  Думал, это неделя-две, а проработал четыре месяца. Оказалось, что яхта принадлежит Петру Порошенко. Когда он впервые пришел, я спрашиваю: "Вы хозяин?", - "Да", - "Ну, тогда проходите".

Он несколько раз был на яхте с друзьями и семьей. Вели себя очень прилично и скромно. Как-то был посол Швеции. Я их катал возле Одессы. Мы общались с Петром Алексеевичем только по производственным вопросам. Сказал, что до этого у него была моторная лодка "Прогресс". Так он на ней дырчал в Киеве по Днепру. А это уже по статусу ему надо было купить яхту. Хотя особой потребности не было. Из-за занятости лишь иногда вырывался из столицы на четыре-пять часов.

Поздней осенью перегнали яхту в Киев, поставили в док на заводе "Ленинская кузница". Порошенко обещал мне даже дать комнату. Я подумал, что буду сидеть на заводе и раз в две недели буду выходить на несколько часов поплавать возле столицы. Меня это не привлекало, романтики мало.

Олег Сагайдак был дважды женат. Обе жены выехали на работу за границу и не вернулись. Дочка Ольга преподает английский язык, живет в Павлограде на Днепропетровщине, вышла замуж за шахтера. Имеет дочку. Сын Святослав серьезно болен, лечится.

За пейзаж дали семь гривен

Александр Сагайдак нарисовал около двух сотен работ. Выставки имел в Новой Каховке.

-  Самую дорогую картину продал за 1,5 тысячи евро одному киевлянину. А за этот пейзаж мне предлагали 7 гривен. Я удивился: "А почему так?" - "Нам сказали, что вы продаете по 10 гривен", - смеется художник. - Двери в комнатах не могу покрасить из-за рисования. Потому что после всех художеств не терплю резких запахов. Художественные краски ядовитые, а некоторые даже радиоактивные. Причем яркие самые опасные - содержат стронций, кадмий. От таких картин идет постоянное излучение. Художники всю жизнь травятся.

Сейчас вы читаете новость «"У нас в хате ничего не было. Одна табуретка, которую сделала мама"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть