Ексклюзивы
вторник, 28 мая 2013 00:15

"Стыдно было, шо я — заведующая и живу в общежитии"

Автор: фото: ВИКТОРИЯ МАРЦЕНЮК
 

Я мусора не вынесу с ненакрашенными губами и ногтями. Прическу делаю только в парикмахерской. Муж дома меня никогда не видел с бигудями на голове, — говорит 77-летняя Валентина Сушицкая из города Ладыжин на Виннитчине.

Она прапраправнучка писателя Тараса Шевченко.

Я из рода Екатерины — родной сестры поэта, — говорит Валентина Соловеевна. — Моя прапрапрабабушка Екатерина 19-летней вышла замуж за Антина, такого же крепостного, как она. У их дочери Федоры родился сын Ануфрий. У него — сын Мартын, мой дедушка. А у деда Мартына родился мой папа Сильвестр. Этим именем его окрестили, а в документы записали Соловеем. Потому что очень красиво пел. Он похож был на Тараса. Любил природу. Помню, возле дома кусок земли засадил деревьями. Мать ругала: "Лучше бы картошки насадил!". Кроме меня, в семье было две старших сестры Нина и Дарья. Детей нужно было чем-то кормить. А папа говорит: "Чего ты на меня кричишь? Ты забыла, какого я роду?".

Заходит в гостиную в бежевом трикотажном платье с красными маками. Ногти и губы накрашены красным. На шее — бордовое ожерелье. На стене висит вышитый портрет Тараса Шевченко.

Родом я из села Зеленая Диброва на Черкасчине. Папа рассказывал, что дед, когда был маленьким, виделся с Тарасом Шевченко. Когда в последний раз Тарас приезжал к сестре Екатерине после ссылки, живой ее не застал. В 44 года она с мужем умерла от холеры. Тарас пошел к племяннице Федоре — она днем на барщине работала, дома были только дети. Тарас подошел к сыну ее, деду моему, Мартыну, которому тогда было лет 9, расспросил, где родители. Оставил записку на столе, а под скатертью 25 карбованцев. Вечером, как взрослые пришли домой, взяли записку, пошли к попу, потому что сами были неграмотные. А тот: "О! Снова мятежник объявился", — и понес бумажку уряднику. Я о своем роде никогда не рассказывала.

В 15 лет поехала учиться в Киевскую книготорговую школу.

Как только закончила школу, сестра Нина забрала меня с собой, чтобы я выучилась на кого-то толкового. Она с дочерью в столицу к мужу переехала. До этого учительствовала в нашей сельской школе. Меня немного поучила в первом классе. Помню, всех спрашивает, а меня нет. Не выдержала и кричу на весь класс: "Нина, ты чего меня не вызываешь?". Сестра ответила, что в школе она Нина Соловеевна. И со следующего дня перевела меня во второй класс.

Работала Валентина Соловеевна библиографом и заведующей книжного магазина в городах Горливка и Енакиево на Донбассе. С мужем 74-летним Борисом Петровичем познакомилась на Донбассе.

В Енакиево он учился в вечерней школе на электромеханика. Пришел за книжкой и спрашивает: "Можно, я вас сегодня вечером подожду?". Я улыбнулась и согласилась. Оказалось, жили в одном общежитии: он на третьем этаже, я — на первом. Сначала ему говорила, что живу в квартире, потому что мне стыдно было, что я — заведующая и живу в общежитии. Три дня, как проводил меня домой, ходила к подружке рядом в квартирный дом. Он зайдет в общежитие, а потом я бегом иду к себе. Тогда случайно встретились на первом этаже, он говорит: "Так ты тоже здесь живешь?". Призналась. Он только посмеялся. В 1980-х из Донбасса переехали в Ладыжин. Потому что мужа перевели работать на местную ТЭС.

О том, что я из рода Шевченко, узнал через год после свадьбы. В 1968 году поехали с ним на экскурсию в музей Шевченко в Каневе. Кто-то из экскурсоводов меня узнал: "О внучка Шевченко пришла". Муж глаза вытаращил. Пришлось сознаться.

У супругов есть 43-летний сын Эдуард и 14-летняя внучка Мила.

Когда сын был в классе пятом, хвастался перед одноклассниками, что родственник Шевченко. Те пошли к учительнице жаловаться, что Эдик такую ерунду мелет. Учительница вызвала меня в школу. Я все объяснила. Сейчас живет с семьей в Одессе. Ни он, ни внучка стихи не пишут. А я весь "Кобзарь" знаю наизусть. Сама пишу стихи, выпустила четыре сборника. Несколько поэзий посвящены Шевченко. Его революционный дух мне не передался. Политику не люблю. Ни разу не ходила на парады и митинги.

С полки достает толстую книжку под названием "Коріння Шевченківського роду".

В этой книжке собраны все потомки Шевченко. Их в мире около двух тысяч. Написал книжку мой родственник Николай Лысенко, тоже прапраправнук Тараса по брату Иосифу. Он 30 лет исследовал род Кобзаря. 9 марта меня поздравил депутат облсовета Алексей Порошенко, подарил большой "Кобзарь". В последний раз власть поздравляла в Шевченковы дни 20 лет назад. Тогда подарили цветы и телевизор.

Сейчас вы читаете новость «"Стыдно было, шо я — заведующая и живу в общежитии"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть