понедельник, 23 ноября 2015 13:17

"Настоящая Россия вступит в диалог с бурно меняющейся Украиной"

"Настоящая Россия вступит в диалог с бурно меняющейся Украиной"
Юлия Березовская, руководитель интернет-издания grani.ru

Руководитель интернет-издания grani.ru Юлия Березовская живет с недавних пор в Париже. В России сайт был заблокирован в марте 2014 года, в разгар процесса аннексии Крыма. С тех пор редакция создавала сотни так называемых зеркальных сайтов, которые так же последовательно блокировали российские власти. Об этом Березовская рассказала в Страсбурге, во время Всемирного форума за демократию. Мы разговариваем после ее доклада.

Спрашиваю, почему основная фотография в фейсбук-профиле Березовской - украинцы Сенцов и Кольченко в клетке в зале суда. Юлия установила ее 25 августа, после оглашения им приговора.

- Это моя личная страница в соцсети, а не представительство grani.ru, - объясняет она. - Фото обложки – эмоциональный отклик на чудовищный приговор по полностью сфабрикованному делу о терроризме. Наше издание подробно освещало этот процесс. Мужественное поведение обвиняемых, выдающиеся выступления Сенцова в суде произвели большое впечатление на российскую мыслящую публику. Как и поступок крымского фотографа Геннадия Афанасьева, который в суде отказался от данных ранее показаний. Мы следим за судьбой крымских узников, Надежды Савченко, других политзаключенных.

Вы сами уехали из России по причине возможной опасности для вас или чтобы иметь возможность заниматься журналистикой?

- Прежде всего - чтобы продолжать делать свое дело. "Грани" сейчас существуют благодаря международной поддержке, при этом часть команды продолжает работать в России. В моем случае профессиональная надобность совпала с личными устремлениями. Многие мои знакомые, если есть возможность, стараются на какое-то время увезти детей из страны, где в школах заставляют нацеплять колорадские ленточки. Школьницей я застала брежневско-андроповские времена и сейчас рада, что мои дети ходят не в российскую школу.

Есть какие-то прогнозы относительно возвращения обратно?

- Я пока не строю долгосрочных планов. Эмигранты и полуэмигранты новой волны обычно не знают, когда вернутся и будет ли такая возможность вообще. Прогнозы довольно мрачные. Единственное, что становится с каждым днем понятнее, – надежды на мирную смену власти стремятся к нулю.

Но ведь Путина поддерживают 90 процентов россиян

- А вот этого мы не знаем. Давайте скажем честно: в России нет надежных социологических исследований.

Даже те, которые проводит "Левада-центр"?

- Даже он не может считаться сейчас независимым социологическим институтом. И потом, в России многие участники опросов говорят то, что, по их мнению, хотели бы услышать интервьюеры. Даже если думают иначе. Люди воспринимают опрос как проверку на лояльность.

Насколько глубока катастрофа, постигшая общество, могут ли настроения в России существенно и быстро поменяться, какую роль играют тут СМИ? Об этом сейчас много споров. Конечно, на федеральных телеканалах градус бреда и ненависти сейчас выше, чем в советские времена. Это действительно атака на здравый смысл и способность человека различать добро и зло.

Но ведь в России сейчас практически нет медиа, которые могли бы представлять альтернативное мнение. Как же изменится общество?

Альтернативное мнение никуда не делось, свободная дискуссия идет не на кухнях, а в Фейсбуке.

Конечно, давление огромно: десятками возбуждаются уголовные дела о постах и перепостах, точечные блокировки сайтов отлично работают – СМИ, чтобы не потерять аудиторию, живут по законам самоцензуры и беспрекословно выполняют самые абсурдные требования цензоров. Увы, это касается и тех СМИ, которые мы считаем относительно независимыми.

У Запада есть амбиции и некоторая политическая воля в том, что касается изменения медийной ситуации в русскоязычном пространстве. США и ЕС просто не могут безучастно взирать на то, как путинская пропаганда питает агрессию и разрушает европейскую безопасность. Есть планы массированной поддержки независимых СМИ. Посмотрим, что из этого выйдет в свете последних тенденций – так называемой совместной борьбы с терроризмом и тактической коалиции с путинским режимом.

"Грани" сейчас ориентированы больше на россиян в России или вне ее?

Мы исторически ориентированы на свободомыслящую российскую публику, которая еще в начале 2000-х поняла, какую опасность представляет для страны Путин. Соглашатели и пособники навешивали на этих людей ярлык "демшизы".

Доля зарубежной аудитории до блокировки составляла около трети. Впрочем, географические критерии для нас не так важны. Благодаря современным коммуникациям мы ощущаем неразрывность "русского мира" - не в чудовищном пропагандистском значении этого термина, а в смысле общности людей самостоятельно мыслящих и разделяющих европейские ценности. Это достаточно широкий круг. Многие в последнее время уехали за границу, многие оказались во внутренней эмиграции.

Примечательно, что сильно расширилась наша украинская аудитория, это произошло после событий на Майдане. Нам с ней очень интересно взаимодействовать. К тому же есть планы более подробно освещать украинские события, с помощью экспертов объяснять , что происходит в Украине. Нашей российской аудитории, при всех ее безусловно проукраинских настроениях, такого понимания явно не хватает.

Знаете, украинцам тоже сложно с этим разобраться

Да, у вас началась сложнейшая трансформация в самых неблагоприятных военно-политических обстоятельствах. Нам очень важно видеть и понимать этот живой, совершенно не лубочный процесс.

Мы очень надеемся поучаствовать в налаживании подлинного русско-украинского диалога. Есть огромное недоверие со стороны наших украинских коллег, совершено закономерное в нынешних условиях. Например, когда мы готовили материал на тему новых украинских запретительных законов относительно российской кинопродукции – а цензура, свобода слова являються нашей "профильной" темой - коллеги признавались, что не готовы обсуждать свои проблемы с российским изданием, будь оно тысячу раз антипутинским и запрещенным. Но я уверена, что настоящая Россия все равно вступит в диалог с бурно меняющейся Украиной. Мы хотели бы внести свою лепту в этот процесс.

Недоверие украинцев к россиянам, в том числе оппозиционным Путину, во многом обусловлено заявлениями многих из таких людей. Часто они созвучны с кремлевской риторикой, содержат советские и имперские штампы, либо оправдывают аннексию Крыма.

Это есть. Мы-то в "Гранях" никогда не грешили "крымнашизмом в бутербродной форме" , для нас вопрос принадлежности Крыма не предмет дискуссии. Он должен быть возвращен Украине.

Учитывая состояние российского общества, природу нынешних российских властей, у вас не возникает ощущения безысходности, отсутствия смысла журналистской деятельности?

Ощущения безыходности нет. Недобитое гражданское общество верит в успех своего безнадежного дела. Страна захвачена, подвергается изнасилованию и разграблению. Но, как ни крути, исторический оптимизм – наш главный ресурс, и именно Украина, при всех сложностях, его самый надежный источник. Как выразился мой коллега, критик и писатель Сергей Кузнецов (сейчас он тоже парижанин), "давайте считать, что общество - это мы". Из этого и исходим.

Сейчас вы читаете новость «"Настоящая Россия вступит в диалог с бурно меняющейся Украиной"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

8

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть