Украинскую культуру традиционно считают матриархальной, то есть такой, где господствуют женские ценности, а женщины испокон веков имеют исключительный права и возможности. Однако это всего лишь миф, утверждает старший научный сотрудник Института народоведения НАН Украины, кандидат исторических наук Оксана Кись.
"Идея матриархальности, т.е. господства женских ценностей в украинском культуре, сегодня является частью украинского национального мифа", - рассказала исследовательница.
Этот миф был сформирован в конце XIX - начале ХХ века - когда в науке приобрела популярность теория эволюционизма. Согласно ей, все общества проходят определенные ступени развития, а матриархат - самая низкая из этих ступеней.
Идея о матриархальности украинской культуры хорошо укладывалась в формирование имиджа украинцев как отдельной, особой и прогрессивной нации. Это очень подходило украинским историкам конца XIX - начала ХХ века, которые работали над формированием украинской национальной идеи. Украинские исследователи тщательно выискивали признаки матриархальности украинской культуры в народных обычаях и традициях - и находили их.
Миф о полноправие женщины в семье
Когда говорят о равенстве женщины в супружеской жизни, то чаще всего подразумевают одинаковые права мужчин и женщин на владение имуществом. Якобы женщины могли наследовать землю, иметь отдельное от мужа имущество, относительно самостоятельно осуществлять свою женскую часть хозяйства, которая была полностью в их компетенции.
Интервью с женщинами, которые родились в начале ХХ века и застали украинскую культуру в еще не слишком затронутом процессами модернизации виде, доказывают - общепризнанным главой семьи преимущественно был мужчина. Именно его голос в важных вопросах всегда был решающим - когда речь шла о продаже коровы или бракосочетаним детей.
Также мужчина имел право применять физическую силу в отношении других членов семьи, в том числе жены. В тоже время жена часто не могла сказать даже оскорбительного слова в отношении мужа - потому что так не было принято.
Двойные стандарты применяли к мужской и женской супружеской измене - мужскую, как правило, толерантно, замалчивали, не выносили на общественное порицание, тогда как женская измена, как правило, заканчивалась физическим наказанием неверной жены.
Миф о романтических чувствах как основы брака
Не секрет, что и сейчас господствуют достаточно романтизированные представление о браке в традиционной украинской культуре - мол, люди женились через чувства. Однако на самом деле определяющими все же были экономические и хозяйственные факторы.
Гендерное равенство сохранялась разве в смысле бесправия невесты и жениха в выборе партнера - вместо них это зачастую делали родители. Убеждениями, уговорами, принуждением, угрозами - родители добивались, чтобы их дети поженились с тем, кого родные считали выгодной партией. Нередко молодые люди впервые видели друг друга только в день свадьбы.
В пользу матриархальности традиционной украинской культуры часто приводят тот аргумент, что девушки сами могли свататься к мужчинам. Такой обычай действительно существовал в некоторых регионах Украины и исчез в XVIII веке.
Миф о культе добрачной девственности
Украинскую культуру всегда пытаются представить как очень добродетельную, высоконравственную, где едва ли не первый поцелуй происходил уже под венцом.
Этот миф опровергает практика вечорныць - вечерне-ночных посиделок девушек и парней в течение всего осенне-зимнего периода. В полном формате это явление развернулось в Центральной, Северной, Южной и Восточной Украине, тогда как в Западной имело свою региональную специфику.
Девушки собирались в доме одинокой женщины и совместно пряли, ребята приходили к ним в гости. Неотъемлемой частью вечорныць был общий сон - ребята спали вместе на полу, на соломе. Здесь же происходили эротические и сексуальные игры.
Некоторые исследователи считают институт вечорныць своеобразным тренингом супружеской жизни - молодые люди там знакомились, получали определенный эротический, сексуальный опыт общения с противоположным полом.
Не ходить на вечерницы девушки не могли - родители практически выталкивали своих взрослых детей, фактически подвергая дочерей на определенный риск бесчестия.
Девушка могла стать покрыткой - то есть потерять девственность, забеременеть и родить ребенка без брака - время не по своей воле. Это случалось, в частности, через сексуальное невежество - матери элементарно не объясняли молодым девушкам, откуда берутся дети. Ребята часто использовали такую неосведомленность, и обманом соблазняли девушек.
Судьба покрытки преимущественно была печальной - ее ждала жизнь маргиналки. Единственным способом спасти социальный статус в обществе - было выйти замуж, однако рассчитывать на хорошую партию уже не приходилось. Однако таких жестоких расправ с женщинами, которые родили детей вне брака, как это описано в произведениях Шевченко, в Украине все же не было.
Миф о романтический образ матери
В украинской культуре является романтический образ матери - некой Мадонны с младенцем.
На практике, из-за отсутствия средств контрацепции женщина практически всю жизнь ходила беременной - в среднем традиционная украинская семья имела от 7 до 12 детей. Однако это была вынужденная многодетность, причем материальной возможности содержать этих детей часто не было. Поэтому иногда даже замужние женщины прибегали к прерыванию беременности. И отношение матери к новорожденному ребенку в семьях, где уже было много детей, не могло быть очень позитивным.
Непосредственно перед родами и в период лактации крестьянка должна выполнять всю ту же тяжелую работу, что и при других обстоятельствах. С каждым ребенком хозяйственная нагрузка на женщину росла. В многодетной семье младенец рассматривали как бремя, которое ограничивает мать, не дает их полноценно выполнять свои хозяйственные функции.
Миф об образованности украинской женщины
Считается, что женщины в Украине были очень образованные. При этом речь идет даже не о политической элите князей и гетманов, а именно о народе. В тоже время статистика показывает, что в конце XIX века среди украинок, живших на украинской территории Российской империи, грамотных было только 4% - в противовес 11% -12% грамотных мужчин.
Причина этому - родители не считали нужным отдавать девушек в науку. Девушка школьного возраста была особенно нужна в хозяйстве. В интервью этнографам старшие женщины часто рассказывали, как им обидно, что родители не отдали их в школу - ведь способности и желание учиться они имели.
Парадоксальным образом, на пути образования девочек становились именно их матери - ведь хозяйке в доме нужна была девушка-помощница по хозяйству.
Доверительных отношений между поколениями практически не было - знания о сексуальной жизни молодые девушки быстрее получали от старших подруг или сестер, чем от матери. Даже помогать при родах приглашали бабу-повитуху, а не маму.
Комментарии
1