Ексклюзивы
пятница, 24 апреля 2015 00:25

Вторник хорош для сева ячменя и овса, четверг благоприятен для ржи, пятница — для пшеницы

 

"Антип водой поливает, а Василий землю парит", — говорят на Киевщине.

24 апреля православные и греко-католики почитают священномученика Антипия, епископа города Пергам — теперь это территория Турции — в VIII в. За отказ поклоняться языческим богам его сожгли в храме Артемиды на месте принесения языческих жертв. Ночью христиане с почестями похоронили останки мученика, и возле его гробницы стали происходить чудеса и исцеления от всяких болезней. На следующий день верующие поминают еще одного епископа из тех краев — Василия-исповедника из Парии. Во время гонений на православные иконы он боролся против еретиков.

— Василия Парийского — это такой день, что уже обязательно будет тепло, — рассказывает 76-летняя Нина Данник из села Красное Згуровского района на Киевщине. — Погода устанавливается такая погожая и ладная, что аж земля начинает паровать. Потому и говорят, что Василий Парийский землю парит и плуги в поле запускает. А еще примечают, если в этот день что-нибудь посеешь или посадишь, будет расти как из воды и росы.

"Весенний день год кормит". Конец апреля — ответственная пора для земледельца. От правильного времени для вспашки нивы и засева зависел будущий урожай. Поэтому выбирали "счастливые" дни. На Киевщине такими считали вторник, среду и пятницу. В понедельник работы не начинали, потому что этот день тяжелый, целое лето придется трудно работать в поле.

На Звенигородщине считали, что вторник хорош для сева ячменя и овса, четверг благоприятен для ржи, пятница — для пшеницы, а в субботу лучше всего сеять гречиху. Хорошими для сева считались дни не солнечные, а облачные, с мелким и теплым дождиком.

Перед выездом в поле надо было хорошо и вкусно поесть — "чтобы были роскошные колоски на всем хлебе". Натощак не сеяли никогда — это могло привести к недороду. Или колос ляжет от бури и ветра, или его выбьет градом.

Сеяли вручную из "торбы" — полотняного мешка, который висел у севальщика спереди или через правое плечо на веревке. В сумке могло поместиться до 20 кг зерна. В Карпатах использовали тайстру — сотканную в клетки или полосы меньшую сумку. На Полесье — "севанку", коробку из луба, коры, лозы или соломы. На Буковине для этого брали деревянное ведро с одним ушком — скопец. Сев полевых культур был мужским делом. Только на Гуцульщине сеяли и женщины.

Придя на поле, стелили на земле чистую белую скатерть. Иногда ту, которой накрывали пасхальную корзину. На нее клали целую ржаную ковригу, сверху — грудку освященной в Страстной четверг соли. Ржаной хлеб символизировал сытную, богатую и счастливую жизнь, соль оберегала от злых сил, плохого глаза и зависти. Сбросив шапку, хозяин крестился и говорил:

— Господи, благослови! Дай же, Боже, в доброе время, как у людей, так и у нас! Кто первее начал, чтобы у меня одалживал.

Тогда, первый раз, махнув рукой крест-накрест, начинали сеять зерно.

— Теперь трактором пашут, трактором садют, трактором полют, — говорит 72-летняя Любовь Савинская из села Смяч Щорского района на Черниговщине. — А когда-то пахали волами или парой коней. Вот по уму пахали и сеяли, да не абы когда, а когда уже тепло, земля парует, вот тогда и пахали и яровые сеяли, ячмень там. А как холодно, то поджидали, чтобы тепленькая погода была. Я примечала, что вот на Василия весеннего, на 25 апреля, так уже обязательно будет ловкая погода, потому что у меня самой день рождения. А это же сама горячая пора, уже и вдовин плуг в поле должен выйти.

Погоду предсказывали по крику удода: если он кричит "худо тут, худотут" — будет похолодание, если "я тут, я тут" — к теплу. Тепло предвещает кваканье жаб. Любовь Савинская вспоминает, что после войны землю пахали коровами. У кого не было коров, то в плуг впрягались шесть-восемь вдов.

— С собой спрягались — упрягались веревками, потому что разве же плуг одна потянешь? А ратай был один мужчина, потому что после войны не было мужчин, а только бабы одни. Сегодня одной пашут, а потом завтра другой, так по кускам и пахали.

Первый молочный зуб, который выпал у ребенка, вбивали в ствол дуба

К святому Антипию советовали обращаться тем, у кого болели зубы. Ему нужно было заказать молебен и поставить в церкви большую свечу. Знахари, которые заговаривают нездоровым зубы, обращаются с таким заговором:

Святой Антипий, исцели зубы и немощи.

Святой Антипий, тебе ни сеять, ни орать

Ничем не заниматься —

Только мертвых спрашивать:

У вас ли зубы болят,

У вас ли зубы щемят?

Нет, не болят, не щемят —

Как железные лежат.

Святой Антипий, исцели зубы и немощи.

Чтобы так и у рожденого

Крещенного, молящегося (называют имя)

Ни болели, ни щемели —

На десять лет занемели.

Зубы связаны с жизненной силой человека, его здоровьем и сверхъестественными способностями. Ребенка, родившегося с двумя — двузуба, считали наделенным чрезвычайной силой, умным и прозорливым. Верили, что из него вырастет волшебник, ведьма, умора или "большой ученый".

Появление у ребенка первого зуба торжественно отмечали гостиной с крестными родителями. Если зубы появились рано, то он начнет быстро говорить и ходить, если поздно — вырастет сердитым и упрямым. Если сначала лезут нижние зубы, то ребенок будет жить долго и счастливо. Жидкие молочные свидетельствуют, что ребенок вырастет падким к любовной ласке.

— Чтобы зубы были крепкими и не болели во взрослом возрасте, мама должна следить, когда у ребенка выпадет первый молочный зуб, и не пропустить этот момент, — предупреждает 76-летняя Нина Данник из села Красное Згуровского района на Киевщине. — Тот зубчик нужно бросить через плечо или на чердак, или в мышиную норку, и сказать: "Мышка, мышка, на тебе мой зуб костяной, дай мне твой железный!" Тогда будут такие крепкие, как у мыши, и не будет знать горя с ними.

На Гуцульщине первый молочный зуб, который выпал у ребенка, вбивали в ствол дуба, чтобы зубы были крепкими, как дуб. Или вкладывали в хлебную мякоть и отдавали собаке, чтобы во взрослом возрасте ребенок имел крепкие зубы, как у пса, и мог "отгавкаться" от врагов.

Зубы — первое свидетельство здоровья и жизненной силы человека. Замена всех молочных на постоянные была знаком, что детство закончилось, человек готов к взрослой жизни. Особенно, если у него уже появились "зубы мудрости". Старого человека, у которого выпали все зубы, считали лишенным жизненной силы и приравнивали к младенцу. Лечение будет успешным только у того знахаря, в которого целые зубы и красивые волосы.

Зубы чистили дубовыми щепочками. Если они начинали болеть, полоскали рот водкой со жгучим перцем, отваром коры дуба или вишни. Чтобы предотвратить боль, нужно стать спиной к молодому месяцу и, держась за зубы рукой, трижды сказать: "Месяц молодой, на тебе крест золотой, тебе к полному, а мне на здоровье".

Сейчас вы читаете новость «Вторник хорош для сева ячменя и овса, четверг благоприятен для ржи, пятница — для пшеницы». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть