Ексклюзивы
пятница, 29 августа 2014 00:05

На Третий Спас мужчины часто калечат руки
2

- Третий Спас называется Нерукотворный образ. Праздничек небольшой, - рассказывала фольклорной экспедиции в 2002 году тогда 70-летняя Валентина Зайченко из села Хохитва Богуславского района Киевской области. - Но лучше в этот день от работы руками воздержаться, а если уж сильная нужда, то очень поберечься. Потому что на Третий Спас часто мужики руки калечат: или порежет, или сломает, или пальцы отобьет. А женщина если будет что-то делать, то ребенок может родиться безрукий. В этот день нельзя ничего делать лошадьми, нельзя сеять рожь, потому что уродит такая, что нечего будет в руки взять.

Третьим Спасом называют перенесение с Эдессы, ныне город Шанлиурфа на юго-востоке Турции, в Константинополь одной из величайших святынь христианства - Нерукотворного образа Иисуса Христа. Православная церковь отмечает его 29 августа. По легенде, больной проказой сирийский царь Авгар Ухамо попросил Иисуса позировать придворному художнику Ананию. Но сделать портрет не удавалось, потому что лик сиял неземным светом. Тогда Христос поднес к лицу полотняный убрус-полотенце, и на нем отпечатался его образ. Чудодейственная святыня помогла царю излечиться. Ее установили на городских воротах Эдессы.

В августе 944 года византийцы выкупили полотно и привезли в Константинополь. О дальнейшей судьбе Нерукотворного образа есть несколько легенд. Согласно одной из них, его якобы похитили крестоносцы во время захвата города в 1204 году, но корабль со святыней утонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный образ в 1362 году передали в Геную, где он до сих пор хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Отпечатки, копии и иконы Нерукотворного образа считаются чудодейственными, к ним обращаются во времена трудностей, душевных и физических болезней.

На Киевщине, Черкащине, Кировоградщине до начала 1960-х женщины чествовали Нерукотворный Спас, чтобы в семье не было калек. Для этого приглашали соседей, родственников и неимущих односельчан на обед. К столу обязательно подавали хлеб, пироги и пончики из муки нового урожая.

- Третий Спас хлеб припас, - приговаривали при этом.

На Среднем Поднепровье этот день называли Хлебным Спасом. Считалось, что хороший хозяин к этому празднику должен был обмолотить весь собранный урожай.

- Это сейчас у нас комбайны молотят. А когда-то молотили цепами: такие две палки дубовые сантиметров по шестьдесят, между собой сыромятным ремешком соединенные, - рассказывал тогда же 72-летний Петр Зайченко, муж пани Валентины. - Хорошо, если в семье есть сыновья и зятья здоровые и молодые, в три-четыре цепа быстро обмолотят. После того как обмолотились, все друг друга поздравляют с новым хлебом. А бабы напекут из новой муки караваев и отнесут в церковь, ну, чтобы, значит, и Бог благословил.

В степной Украине прибегали также к молотьбе "гоном". На току расстилали сжатое и гоняли по нему лошадей. Те копытами выбивали зерно из колосьев. Животных привязывали к столбу в центре тока. Погонщики-подростки сидели верхом и по мере накручивания поводков направляли лошадей то в одну, то в другую сторону. Более состоятельные хозяева гоняли по току запряженных в телеги волов.

В семьях, где не было мужчин, женщины молотили "на бочку" - ударяли пучком сжатого по дубовой бочке и так выбивали из колоса зерно. Процесс был малопродуктивный, такая молотьба могла затянуться до поздней осени.

 Раздвоенная на конце ветвь орешника предохраняет от змей

На Полесье и Волыни Третий Спас называли ореховым. По народным приметам, если орешник поспевала в это время и его плоды не были червивые или пустые, то следующий год будет погожий и урожайный.

- В мою молодость никаких ни конфет, ни пундиков не было. Для детей орехи - это было самое большое счастье, если кто-то угостит, - вспоминает 80-летняя Евгения Жук из села Перемыль Гороховского района Волынской области. - Грецкие орехи - это была редкость и барская забава. Они у нас вымерзают, мы их никогда не сажали. Лесные орехи, орешник – о, это было наше. На свадьбе молодых осыпали зерном, мелочью и орешками, чтобы хорошо им по жизнь велось.

Веткам орешника приписывали магическое свойство отгонять злые силы от людей и скота. Полищуки носили их, как оберег от русалок и ведьм.

- У моего деда, когда-то была такая палка из орешника, он разогнал ею лягушку и ужа, - рассказывает Евгения Жук. - Он ту палку очень берег. Она была непростая. Дед мог и гром, и дождь, и град той палкой отвести. Он с ней в лес ходил и говорил, что никакого нечистого не боится.

Такую ветку держали дома. Верили, что она способна отвернуть все зло от хаты и помочь роженице при тяжелых родах. Считалось, что раздвоенная на конце ветка орешника предохраняет от змей. А в умелых руках помогает выбрать правильное место для колодца, показывая, где близко залегает вода.

"Когда-то и спали на полотняном, и ели на полотняном, и ходили в полотняном"

На Полтавщине и Слобожанщине Третий Спас назывался "полотняным", или "Спасом на полотне". По свидетельствам этнографов начала ХХ в. Петра Иванова и Василия Милорадовича, тут на Третий Спас проходили ярмарки изделий из полотна. На них продавали ткани из льна и конопли, полотенца, мешковину на мешки и рядна.

Лен на полтавских и слобожанских черноземах растет плохо, его здесь было мало - сеяли в низовьях и только для собственных нужд. Полотно ткали в большинстве из конопли: более тонкое и мягкое посконное - из мужских растений, а грубее на рядна и мешки с материнки - женских стеблей.

Перекупщики везли лен из Полесья - Черниговщины, Житомирщины, Киевщины и Волыни. Центрами изготовления полотна и изысканных льняных изделий были Богуслав Киевской области, Сумы и Хабное - сейчас отселенный после Чернобыльской катастрофы полесский городок. В тамошних многочисленных ткацких артелях ткачами работали преимущественно мужчины. Прасолы - оптовые перекупщики - закупали там полотно и перепродавали по селам и местечкам южных регионов на так называемых "черных" ярмарках. На них не ставили яток и балаганов, а продавали товар прямо с возов. Ярмарочный товар долго не залеживался - крестьяне могли его купить или обменять с выгодой для себя, у них как раз имелись заработанные за лето деньги.

"Полотняные" ярмарки приходились на время окончания цикла производства ткани. Процесс длился почти год. Посеянные весной и собранные в конце лета лен и конопля в течение осени сушили, мочили и чесали, зимой - пряли нити и ткали на станке. Начиная с мая, готовое полотно белили: мочили в чистой воде и раскладывали свитки на траве отбеливаться под солнцем. В конце лета свитки ткани - "штуки" - были готовы. Количество свитков полотна в сундуке свидетельствовало о трудолюбии и мастерстве хозяйки.

Для женщин продажа полотна был дополнительным заработком. Полученные за него деньги они оставляли себе, и тратили их на свое усмотрение, согласно с украинский обычаевым правом.

Также время проведения "полотняного" ​​ярмарка определялось ростом спроса. На Третий Спас заканчивался Успенский пост и открывался свадебный сезон. Полотно требовалось на приданое невесты, одежду для молодоженов, свадебные рушники и платки.

- Когда-то и спали на полотняном, и ели на полотняном, и ходили в полотняном, и дом полотняными полотенцами украшали, - говорит Анастасия Коробка, 90 лет, родом из городка Христиновка на Уманщине. - Как какая женщина охочая до ткачества, то та и продавала полотна. А какая не способная к этому или семья у нее большая и времени на нет, то и покупала. Вот я не ткала, потому что мне оно было неинтересно. А вышивать любила, так покупала полотно у людей на торгу.

Льняное полотно - прочное, мало тянется, его не ест моль. Изделия из льна хорошо впитывают и отдают влагу, легко и хорошо стираются, что важно для одежды и белья.

Сейчас вы читаете новость «На Третий Спас мужчины часто калечат руки». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть