пятница, 29 мая 2015 05:40

"Если не сделаешь поминальный ужин, так он всю ночь будет посудой звенеть и бухать"

 

— Троешние деды отмечаем в пятницу перед Троицей, - рассказывала фольклорной экспедиции в 2011-ом тогда 87-летняя София Николаенко из чернобыльского села Толстый Лес. - Это – основные поминальные деды за весь год. Никакой работы тяжелой не делаем, а только убираем, стираем. А когда-то мыли и мазали в хате, чтобы чистенько было, чтобы глаза дедам пылью не засыпать, когда придут к нам на ужин. Ну и делаем поминальный ужин такой, как наши матери делали : сытую, борщ капустный, кашу пшенную и компот или кисель какой сварите сладкий.

На 50-й день после Пасхи - в этом году это 31 мая - православная и греко-католическая церкви отмечают один из наибольших христианских праздников - день Святой Троицы. Также его называют Пятидесятницей. А 1 июня отмечают Сошествие Святого Духа на апостолов. Эти дни называют Зеленые святки, а неделю после них - Зеленой или Клечальной. Клечание - зеленые ветки липы, клена, явора, которыми украшают ворота, двери и окна хат и хлевов. На Слобожанщине, Среднем Поднепровье и Полесье перед порогами хат вкапывают три свежесрубленные березки. Считают, там в течение Зеленых святок находятся души умерших предков - "деды".

На поминальный ужин в пятницу перед Троицей готовили только постные блюда. Главной была сита или коливо - разведенный водой мед, в который крошили белый хлеб или булку. Сегодня в подслащенную сахаром воду добавляют поломанное на мелкие кусочки печенье. На стол также ставили вареники с капустой, вареную фасоль, картофель, налистники с яблоками, пирожки с повидлом. На угощение приглашали родственников, кумовьев, соседей и случайных людей. Если кто-то отказывался, их надлежало одарить гостинцами: печеньем, конфетами или пирожками.

— Царство небесно всем вашим родственникам! - говорили тогда вместо благодарности.

В селах Киевского и Житомирского Полесья у дверей ставили ведро с водой и вешали полотенце: "Чтобы Деды в воде искупали и вытерлись". Во время приготовления пробовать еду запрещали. Ужин ставили на стол, когда стемнеет. Надо было, чтобы пар от еды шел по всей хате.

— Деды тот пар хватают - как мы едим, так и они, - объясняет София Николаенко. - Так хлеб или корж какой специально испеченный, еще горячий, разламываешь и говоришь: "Царство небесное отцу, матери, братьям и сестрам, пленным, военным, близким и далеким. Все идите ко мне на ужин!" Сами недоедали, голодали, а на дедовский ужин, что-то таки и ставили. Ну как же родню не поминать? Вон их сколько на войне и от голода поумирало.

Ужин начинали с молитвы, что говорил старший мужчина в семье. Все собравшиеся повторяли за ним. Сначала перечисляли "читаных" покойных родственников. То есть тех, имена которых священник зачитывает из семейной поминальной книжечки - "грамотки" - во время поминальных служб. Потом вспоминали "нечитаных", "исповедных", "неисповедных" и всех, кого в семье не помнят за давностью лет.

Тогда зажигали поминальную свечу. Ее прилепляли к миске с сытой. Во время трапезы старались не разговаривать, не делать резких движений. Ели без спешки. Вилки и ножи на стол не выкладывали - "чтобы душечку не ранить острым". Каждый брал по две ложки сыты. Третью откладывали в специальный горшок "для дедов". Заканчивали кушанье тоже ложкой поминального кануна.

— Все так и оставляем на столе до утра, - говорит София Николаенко. - Говорят, что всю ночь деды будут есть после нас. А в субботу уже после службы в церкви обед устраиваем, тоже поминальный - это уже у нас говорят "бабы". Для баб уже делают налистники с творогом и сметаной, подают сало, мясо, все скоромное. На деды - не пьют, нельзя, а на Бабы за помин душечек умерших рюмку выпивают и им ставят отдельно в стаканчик.

— Мы дедов не видим, а услышать их можно, - рассказывает 56-летняя Галина Сиранчук из села Федоровка Сарненского района на Ривненщине. - Если не устроишь поминальный ужин, так они целую ночь будут посудой звенеть и бухать. А еще присниться может кто-то из родственников. Будет сердиться и ругаться: "Вы чего обо мне забыли"

На могиле ребенка оставляют рамку от колыбели

— Самоубийц в церкви не поминают, а люди их на Троицу поминают и ходят на могилы к ним, - говорит 91-летняя Настя Коробка, родом из села Христиновка Христиновского района на Черкасщине. - Когда-то их не хоронили на кладбище там, где всех хоронят. Боялись, что тогда будут какие-то неприятности, болезни или засуха станет страшная. А теперь всех вместе закапывают

Самоубийц, утопленников, висельников и некрещеных детей хоронили за ограждением кладбища, на границе между селами, в ярах или у перекрестных дорог. Эти места считали нечистыми, потому там ставили специальные кресты - "фигуры". Они вроде бы охраняли людей от опасных выходок таких покойников. Проезжая мимо "нечистой" могилы, надо бросить на нее зеленую веточку, горсть табака или что-то из еды. В древние времена это воспринимали как пожертвование демоническим существам - ими якобы становились "неправильные" покойники.

— В субботу перед Троицей, после службы в церкви, мы идем на кладбище, украшаем кленом, липой или акацией и татарником могилы родных. Так делают "холодок" умершим, - рассказывает 57-летняя Галина Базилевич из села Сварицевичи Дубровицкого района Ривненской области. - Так, говорят, что в этот момент, в этот день, можно с родственниками покойными поговорить, передать им какую весть, а они все это слышат.

В Сварицевичах и сегодня могилы покойников отличаются, в зависимости от пола умершего. На крест умершим женщинам цепляют передники, мужчинам - вяжут полотенца. В соседних селах Зелень и Кривица на кладбищах хранятся старинные надгробия в форме хаток, деревянных колод или выдолбленных дубовых "желобов" - их называют "обруб" или "наруб".

На Полесье над могилой оставляют деревянную мерку, которой мерили тело покойника для изготовления гроба и определения размеров могилы. В селах Сновидовичи, Глинное и Дроздынь Рокитновского района на Ривненщине в детские могилы кладут рамку от колыбели. Верят, что колыбель и на том свете послужит умершему ребенку.

 

Сейчас вы читаете новость «"Если не сделаешь поминальный ужин, так он всю ночь будет посудой звенеть и бухать"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть