Ексклюзивы
воскресенье, 20 января 2013 13:44

"Следующим после Коломойского может быть Фирташ. В политике нет понятия "свой навсегда"

"Следующим после Коломойского может быть Фирташ. В политике нет понятия "свой навсегда"
Юрий Романенко. Фото: obozrevatel.com

- Монопольная модель начинает трещать под влиянием мирового кризиса. Она может развиваться, пока эта монополия действует внутри страны, а конкурентов туда не пускают, - рассказал в интервью Gazeta.ua руководитель центра политического анализа "Стратегма", политтехнолог Юрий Романенко, 35 лет.

Хозсуд Киевской области начал производство по делу о банкротстве авиакомпании "АэроСвит". В постановлении отмечается, что на 27 декабря 2012 авиакомпания имеет задолженность перед кредиторами в размере 4270000000 грн, а по данным баланса на 30 сентября 2012 общая балансовая стоимость активов "АэроСвита" составляет 1467000000 гривен.

Что стало причиной банкротство "АэроСвита"?

- Есть объективные факторы, которые повлияли на ситуацию - это уменьшение прибыли. Они не выдержали конкуренции на внешнем рынке. На украинский рынок стали заходить лоукостеры, которые стали брать на себя часть потоков. Это "Виз Эйр" и "Пегас". Многие выбирают эти компании, потому что так втрое дешевле. Мои знакомые ехали в Таиланд через Турцию, оттуда на Дубаи, затем в Таиланд. Конечно, так получалось дольше, но по качеству услуг лучше, а по стоимости билетов дешевле вдвое. На внутреннем рынке перевозчиком номер один является железная дорога. Человек лучше возьмет билет на поезд, чем на самолет. Ситуацию осложняет еще и кризис. Самолетами пользуются люди высшего и среднего класса, а у них в последнее время понизились доходы.

Если смотреть глобально, то происходящее с "АэроСвитом", не является кризисом отдельной отрасли, а той модели бизнеса, которая развивалась в Украине в течение всего периода независимости, и сейчас достигла своего пика. Речь идет о монополизме в экономике. Если мы посмотрим, на чем строится бизнес наших корпораций, то заметим, что все сводится к монополии над тем или иным сектором. Ахметов - это металлургия. Коломойский - банковское дело, нефтяная отрасль, авиация.

Как только внешний или внутренний конкурент появляется, то наш монополист начинает быстро проигрывать. Ситуация с "АэроСвитом" отражает неспособность наших корпораций договориться о единой стратегии на уровне государства, которая могла бы развивать весь комплекс в целом. В результате мы имеем пустые аэропорты, падение рентабельности, которое сказывается на показателях компании. Потому что компания конкурирует не только внутри страны, но и с внешними авиалиниями.

В чем заключается опасность существования этих монополий?

- Наши корпорации, которые приватизировали государство, организуя монополию, не рассматривают себя как часть транспортной инфраструктуры и стратегии. Вообще транспортная стратегия в Украине, как таковая, отсутствует. Поэтому нет тактики и подходов. Вспомните Евро-2012, когда мы понастроили аэропортов и стадионов, где главной целью было не улучшение инфраструктуры, а собственное обогащение - вывести миллиарды из бюджета на свои кампании. Когда чемпионат закончился, Донецкий аэропорт принимает пару рейсов в день, а Львовский, который рассчитан на прохождение тисячы пассажиров в час, реально имеет 50.

Как строится монополистический бизнес в Украине?

- Сначала берется актив. Из него выжимается по максимуму, при этом ничего не вкладывается в его развитие. Только для того, чтобы он держался на плаву. А потом, если возникает определенная ситуация, умело банкротиться. Это и произошло с "АэроСвитом". Это была осмысленная стратегия. Ведь "АэроСвит" передал несколько маршрутов и авиалайнеров МАУ, все это напоминает заговор. Каждый олигарх думает: если я сюда вкложу 200 миллионов, то где гарантия, что через 5 лет этот бизнес еще будет у меня в руках? Лучше я вложу 50 миллионов, чтобы он только приносил прибыль. Если его заберут, я не буду иметь больших убытков. Поэтому у нас инфраструктура сильно изношена, производственные мощности слабо развиваются. Когда Пинчук открыл новый металлургический завод, то все были в диком восторге, потому что это светлое пятно на общем темном фоне. Но если посмотреть, какие инвестиции он реально вложил туда - 1,7 миллиарда долларов, то этот восторг уменьшается. Этого мало.

Можно ли что-то изменить?

- В прошлом году я путешествовал Турцией специально, чтобы посмотреть, как они модернизируют свою экономику. Турецкие лоукосты, которые сейчас уже зашли и в Украину, очень мощно выстреливают на авиарынке. Одна из их компаний имеет 40 новых 737-х Боингов-800, а недавно еще закупила 75. Но приобрели их не просто так, а в рамках общей стратегии государственного развития. Результатом является то, что из центра можно улететь в любую провинцию за 30 долларов. Только с Анталии около 30 рейсов в Стамбул ежедневно. Для турков полет на самолете, это как киевлянину переехать маршруткой с правого на левый берег. Если пассажиры берут билеты на несколько рейсов подряд, то им предоставляют скидку. Автобусами ездить получается дороже, чем летать самолетом. Турки подсчитывают каждого человека в рамках развития маршрутов не только как пассажира, но и туриста, человека, который пойдет по магазинам. Они развивают всю систему сразу. Сейчас они полностью перекрыли железную дорогу в направлении из Стамбула на Анкару. С 2014 года будут пускать по ней скоростные поезда. Почему? Ибо другой стандарт. Нельзя в рамках старого стандарта развивать скоростное сообщение.

Почему происходит наступление на олигархов?

- Сейчас задача номер один для правящего режима - выиграть президентские выборы 2015 года. Это можно сделать только при наличии ресурса. Он нужен для того, чтобы удерживать силовую вертикаль власти и благоволение в очах массы. Эти ресурсы можно сейчас взять только на внутреннем рынке, так как на внешнем денег никто не даст. Вопрос заключается в том, у кого эти ресурсы вытянуть? Средний и мелкий бизнес очень сильно выдоены. Его часть ушла в тень. Масса обездоленных, налоговая нагрузка увеличивается. Поэтому они концентрированно отбирают ресурсы у олигархов.

Почему именно с персоны Игоря Коломойского начали разрушать монополию в украинской экономике?

- Коломойский является привлекательным субъектом, он всегда занимал нейтралитет в политике. Имеет около 10% контроля над украинской экономикой. Хотя это не уровень Ахметова, у которого в руках сосредоточено около 30%. Он сейчас погряз в конфликтах. Еще летом 2012 года тогдашний министр инфраструктуры Борис Колесников обещал, что Игорь Коломойский будет вынужден отказаться от монополии на рынке пассажирских авиаперевозок. Тогда Колесников говорил, что такие изменения будут в пользу пассажиров. Это не только "АэроСвит", но и ТЭКи, заправки, входящие в группу "Приват". Показательно, что сразу после нового года государство стало активно бороться с некачественным бензином на заправках. Это свидетельствует о том, что следующим у него заберут нефтяной бизнес. Ибо если он будет спекулировать ценами на соляру в период посевной кампании, то может создать критическую продовольственную ситуацию внутри страны. Наша власть этого не хотела бы. Поэтому пытается установить контроль.

Чем это может закончиться?

- Есть два сценария. Первый - у Коломойского начинают отнимать много активов. Но уничтожить его не удастся, потому что это транснациональный игрок. Имеет диверсифицированный бизнес за рубежом: в Австралии, Европе. Он начнет вырываться, кроме экономики может дестабилизировать и политическое положение в стране, финансируя другие партии. Например, "Свободу". Это подорвет влияние "регионалов". Но этот сценарий маловероятен, так как Коломойскому тоже невыгодна ситуация войны. Он будет стремиться договориться. Понимать, что все равно потеряет часть активов, но хоть не все, останется в Украине. Как человек мстительный отложит время конфликта, вложит деньги в другую политическую силу, которая победит на выборах, только потом отобьет свои деньги.

Второй вариант - Украина возьмет деньги у МВФ, и оставит в покое Коломойского на некоторое время.

Чувствует ли Игорь Коломойский кризис на своем бизнесе?

- Этот бизнесмен владеет несколькими известными банками, металлургическими и ферросплавными заводами, горно-обогатительными комбинатами, нефтедобывающими, нефтеперерабатывающими заводами и имеет еще кучу других бизнесов. Все эти сектора уже испытывают на себе влияние мирового кризиса. Из-за кризиса в Еврозоне, проблемы в китайской экономике, из-за которых наши компании выталкивают из Ближнего и Дальнего Востока, наши экспортеры стали зарабатывать гораздо меньше денег. Поэтому стали сжимать свои бюджеты. Показательным является заявление Рабиновича, что 20 января футбольный клуб "Арсенал", бюджет которого составлял около 30 миллионов долларов, может прекратить свое существование. Казалось бы, какая тут связь? Просто одним из основных доноров "Арсенала" является группа "Приват". Так же "Приват" присутствовал в "Волыни", криворожском клубе. Они начинают на всем экономить. Футбольные конюшни, которые они держали ради престижа, стали очень убыточными. У них уже нет денег их содержать. Суркис уже думает куда пристроить футболистов.

Кто может стать следующим в противостоянии с властью?

- Следующим после Коломойского может быть Дмитрий Фирташ. Есть вероятность, что газовые переговоры могут быть не в его пользу. Фирташа могут совсем выбросить из этого рынка. Последним станет Ринат Ахметов. В политике нет такого понятия "свой навсегда". Рано или поздно политические партнеры расходятся. Это подтверждает история донецкой группы, когда многие из тех партнеров, которые возглавляли политику на Донбассе, либо мертвы, либо исчезли. Политика - это всегда борьба.

Сейчас вы читаете новость «"Следующим после Коломойского может быть Фирташ. В политике нет понятия "свой навсегда"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

51

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8642
Голосование На какую помощь от Европы и мира Украине следует рассчитывать после войны?
  • Польша обещает "план Маршалла" – большую программу финансовой поддержки
  • Списание всех долгов по внешним кредитам
  • Все средства от конфискации имущества и ресурсов РФ в мире
  • Помощи не будет. Ограничатся поддержкой беженцев
  • Мне безразлично
Просмотреть