среда, 27 июня 2012 18:50

"Восточноевропейскую культуру не хотят видеть на троне" - Арсен Савадов

Автор: Фото: savadov.com
  Фото из серии "Донбасс-Шоколад", 1997 год
Фото из серии "Донбасс-Шоколад", 1997 год

"Мистецький Арсенал" - это козырная карта. Если мы ее получили, она должна быть набита теми розетками, которые попадают в западную культуру, - говорит киевский художник Арсен Савадов. Он встретился с поклонниками в рамках биеннале современного искусства "Арсенале-2012". - Иностранцы, попавшие сюда, выходили довольными. Они на задницу садятся, когда видят помещения "Арсенала". Время расслабиться — у нас лучший в зал в мире. Нельзя дать жлобам из министерства культуры все это разбить. Если здесь организовать еще две выставки такого же масштаба, туристы не будут выезжать отсюда. Это станет наркотиком. Так как болельщики - боялись сюда ехать, теперь не хотят возвращаться домой".

На "Арсенале-2012" показали несколько полотен Савадова. Их, как и работы других участников, отобрал британский куратор Дэвид Эллиотт.

"13 лет назад Эллиотт проводил в Стокгольме огромную выставку "После стены". На нее из какого-то небытия он пригласил украинских художников - меня и Васю Цеголова. Тогда я увидел, что это динамичный англичанин, шпион творческого разлива. Как только он приехал в Киев, не знал, что делать. Мы бухали у меня дома - Дэвид нормально выпивает. Он пытался через меня найти точки соприкосновения к нашему искусству. Когда встретились в третий раз, уже назвал мне список украинских участников. Сначала отобрал одни мои работы, затем их перепутал, взял другие. Он живой чудак. Но четко знает стратегию. Если бы взяли украинского куратора биеннале, стали бы его травить. А Эллиотт в недосягаемости. Он привез сюда европейские стандарты".

2007-го фотографию Арсена Савадова из проекта "Донбасс-шоколад" продали на аукционе "Сотбис" за $ 17,8 тыс. Это первый украинский художник, которого представили на лондонском аукционе.

"Здесь работу не продать. В Нью-Йорке я стоял 15 лет в очереди, пока меня не начали выставлять и продавать галереи. О тебе на Родине не слышно, пока не сделаешь в Лондоне выставку. В арт-бизнесе лучшего города, чем Нью-Йорка нет. Он индустриальный и в этом похож на Киев. Жил там 18 лет. Работал грузчиком и ни о чем не жалею".

Художник говорит, что искусство - не славянский бизнес.

"Я художник, который любит не конкуренцию, а движение. Иначе засыпаю. Что бы на Западе не организовал, людей разгоняет милиция, потому что не расходятся. Здесь такого нет. У нас галереи слабые. Восточноевропейскую культуру не хотят видеть на троне. Западная идеология первая, а мы все - рабы-славяне. Наша идея нужна на Западе только потому, чтобы мы не стали непредсказуемыми. Западному миру не присущи черные пятна на планете. Они боятся таких историй, как с Ираком. Те не показывают свою ядерную программу и это колбасит американское и европейское общество".

Савадов говорит, что мотивация создания произведения для него важнее, чем художественное качество.

"Когда смотрю в галерее какую-то работу, всегда задаю вопрос - для чего она. Я не думаю нравится или не нравится, прет или не прет. На Западе пройдешь 200 галерей, а там вообще ничего не прет. А стоит на самом деле $ 50 тысяч. Да ничего не достигнешь. Надо подойти, почитать, понять мотивацию автора. Лондонская художница феминистка Трейси Эмин 13 летназад показала в Нью-Йорке инсталляцию "Моя кровать". Выставила свою постель с окурками, бутылками - такую, как после тяжелой ночи. Но меня покорило другое - рамка, а за стеклом скрученная по спирали золотая струна. Я тогда был молодым, подумал: "Все ясно. А это что такое? ". Почитал подпись: "Это мое обручальное кольцо, которое я расплавила по периметру комнаты, где жила со своим ненавистным мужем". Как-то меня пригласили в Лондонскую галерею. Пришел, а там вдоль стены стоят перевернутые швабры, на них прикреплены флаги различных государств. Я понял, что в этой галерее мне комфортно".

В конце 1980-х Савадов первым стал создавать "новое украинское искусство". Его деятельность контролировал КГБ.

"О чем мечтаю? Хотел бы быть каким-то Шагалом в Украине. Когда был моложе, был уверен, что у меня хватит сил. Я сделал столько видео, столько фото! Но сейчас ленюсь напечатать книгой. Потому что знаю, что изданная в Киеве, она будет никому не нужна. Я мог бы поехать в Москву или Париж. У Киева такая генетика, что она дает много, но люди не могут здесь реализоваться и куда-то бегут".

Сейчас вы читаете новость «"Восточноевропейскую культуру не хотят видеть на троне" - Арсен Савадов». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі