Ексклюзивы
среда, 19 ноября 2014 16:28

"Поводырь" ничем не цепляет - кинокритик

"Поводырь" ничем не цепляет - кинокритик
Фото: Сергей Старостенко

Кинокритик Станислав Битюцький, 30 лет, главный редактор журнала о кино "Cineticle", представил на фестивале "Молодость" фильм "До свидания, синефилы" - который называет попыткой осмыслить события Майдана сквозь призму творческой компании влюбленных в кино людей - синефилов.

- Это очень личный фильм. На самом деле это был фильм-жест по отношению к друзьям, которые окружали меня в течение 5 лет, с которыми у нас была синефильская тусовка в Киеве. Сначала она была очень прочная. Всем было по 25, было ощущение, что можно свернуть горы, что мы можем не думать о деньгах, а просто писать о кино и жить им. Потом все взрослели. Много кто разъехался, кто-то создал семью. Я захотел сделать фильм-фотографию. Потом к этому добавились события на Майдане, и стало понятно, что любой фильм, который будет снят в этом году, будет фактически фильмом о Майдане, потому что мы все это пережили.

Есть мнение, что снимать сейчас полнометражное игровое кино про Майдан нецелесообразно, потому что все-равно эти фильмы не будут столь истинны, как документалистика.

Для художественных фильмов о Майдан действительно еще не время. Должно пройти по крайней мере еще лет 5. Майдан еще не закончился. Его идеи не реализованы. В этом году нашествие документальных фильмов про Майдан, но не все они качественные. Некоторые из них уже не воспринимаются. Понимаешь, что авторы элементарно спекулируют этой темой. Тема Майдана стала очень коньюнктурной, и большинство фильмов, которые создаются, нацелены на экспорт. При этом цель не так показать западному зрителю Майдан (потому что на Западе все и так смотрели новости), сколько продать эту тему. В Украине все мы и так знаем, что любой стрим с Майдана в сто раз сильнее любой документальной картины. На "Молодости" победил фильм "Обличчя" Никона Романченко. Для меня это был один из самых неприятных фильмов, потому что режиссер элементарно собрал все самое горячее, что он снял на Майдане, и все это впихнул в 20 минут. В этом фильме нет ничего личного, просто бизнес.

Что такое синефилия?

Это открытие себя и мира через кино. Когда ты смотришь фильмы - учишься. На хороших фильмах взрослеешь. Синефилия проходит, как болезнь роста, которой ты переболел в детстве. При этом она что-то в тебе меняет. Кино - это всегда искусство. Поэтому синефил придирчиво относится к тому, что видит на экране. И болезненно относится к лентам, которые делаются для зарабатывания денег или популярности.

Как воспринялся фильм "Племя"?

Большинство синефилов против такого кино. По моему мнению, это очень коньюнктурний фильм, который не имеет ничего общего с кино как искусством.

Такое количество наград "Племени" - результат того, что этот фильм неожиданно другой?

Совпали многие факторы: он попал в мейнстрим, плюс Украина, которая сейчас в мире на слуху. Тем не менее французские кинокритики в недавних рецензиях сильно ругали этот фильм и вывели такую формулу его популярности: в "Племени" собраны все клише фестивального натуралистического кино, где зрителя буквально насилуют. К тому же это фильм из Восточной Европы. А в представлении европейцев кино из этого региона должен быть именно таким, трешовим, как и, по их мнению, здешняя действительность. Если бы мы сняли жизнерадостный мюзикл глухо-немых, никто в Европе его не смотрел бы. Слабошпицкий - грамотный режиссер, потому что он понимал, что хочет создать, какие штампы собрать и какие ожидания жюри удовлетворить. Он - спортсмен от мира кино, который просто подкачался, подготовился и пошел побеждать. То, что в мире на фестивалях побеждают такие фильмы - признак того, что такое кино на фестивалях востребовано.

Потребности зрителя и жюри фестивалей - разные?

Критики от кино в западной Европе от таких фильмов получают усладу для буржуазного зрителя: где-то плохо, а у нас здесь рай. Этот фильм подкармливает все штампы в представлении европейцев об Украине, и им нравится чувствовать себя лучшими. Этот фильм навязывает зрителю свою позицию, буквально окунает зрителя с головой в однозначную действительность. Это не искусство.

Украинская программа на нынешней "Молодости" сильнее, чем в прошлом году?

Последние два года я просматривал почти все украинское кино. Искал чего-то нового. Если в позапрошлом году я ничего не находил, то в прошлом году я нашел две прекрасные короткометражки - Марины Степанської ("Каникулы") и Кати Горностай ("Между нами"), которые для меня новое слово в украинском кино. Это интимное, личностное кино, при этом очень свободное, потому что снималось без какой-либо финансовой поддержки. Девушки просто брали камеру и из подручных средств создавали свою историю. В кино можно сделать фильм из ничего, только если ты имеешь, что сказать. Но про эти фильмы быстро забыли. В этом году кинокритики хотели отыскать что-то стоящее, но не нашли.

Сейчас вышел в прокат "Поводырь".

Традиционный украинский блокбастер, которые у нас снимают годами, например, братья Ильенки. Со всеми клише, штампами и недостатками этого жанра. У него всегда будет свой зритель, но специалисты от кино такой фильм серьезно никогда не воспримут. Это фильм, который ничего не оставляет в душе, который по сути не затрагивает. Два часа просто смотришь на экран, думаешь о чем угодно, только не про этот фильм. Ни история, ни герои, ни сюжетные перипетии не цепляют.

Джамала украшает экран?

Она там как раз не очень хорошо выглядит, по-моему. Она слабая актриса. Возможно, это была не ее роль.

Украинские режиссеры до сих пор не могут отойти от традиции поэтического кино?

Проблема в том, что украинское кино существует в вакууме. Наши режиссеры не смотрят, что происходит в мире, они вроде бы не знают, что велосипед в мире уже давно изобрели, и все время его изобретают. Истории кино уже больше ста лет, оттуда можно черпать, что хочешь. Зато украинские фильмы не выходят за какие-то свои рамки. А вся критика сводится к тому, что фильм "Х" по меркам украинского кино хороший, значит "режиссер молодец". Но если ты попытаешься вынести этого режиссера за пределы украинского контекста, то сразу увидишь всю несостоятельность и слабость нашего кино. Проблема в том, что большинство критиков даже не пытаются выносить фильмы за украинский контекст. Потому что, кроме стандартного кино, которое показывают в кинотеатрах и на больших фестивалях, они тоже ничего не видят.

Сейчас вы читаете новость «"Поводырь" ничем не цепляет - кинокритик». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

3

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі