Каждый шаг к миру на Ближнем Востоке сопровождается вспышкой эскалации, хотя обе стороны конфликта декларируют свое стремление достичь мира. В противоречиях разбиралась Gazeta.ua.
Есть прогресс по 15 из 18 пунктов соглашения о прекращении огня на Ближнем Востоке, – заявил госсекретарь США Энтони Блинкен, когда был в Египте. И это была бы хорошая новость, если бы не теракт в Ливане.
Вечером 17 сентября одновременно взорвались несколько тысяч пейджеров, которыми пользовались боевики исламской группировки "Хезболла". Потом появились сообщения о взрывах других гаджетов и техники на литиевых аккумуляторах. По сообщению Reuters, теракт якобы организовала израильская спецслужба "Моссад". Однако Израиль предпочитает не комментировать. Президент Египта Абдель Фаттах Ас-Сиси выступил против попыток эскалации конфликта и возможного его расширения в регионе.
Очень неудобно
Поэтому на итоговом брифинге успехи Блинкена оказались не столь убедительными. Понятно одно: сейчас Египет пытается удержать за собой неформальный статус страны-посредника в урегулировании арабо-израильского конфликта.
Это позволило госсекретарю США заявить об "определенном прогрессе" в переговорах и одновременно избежать неприятных вопросов по Ливану. Блинкен похвалил Египет за миротворческие усилия и подчеркнул, что США не причастны к инциденту с пейджерами.
По некоторым данным, от взрыва пострадал посол Ирана. Накануне президент Ирана Масуд Пезешкиан опроверг информацию США о поставках баллистических ракет России, хотя и не исключил таких фактов до вступления в должность. ЦАХАЛ передислоцировали дополнительные силы к границе с Ливаном. А в Иран неожиданно прилетел глава Совбеза РФ Сергей Шойгу.
Следовательно, обстановка взрывоопасна.
Битые, небитые, обиженные
Энтони Блинкен срочно позвонил в Азербайджан и переговорил с президентом Ильхамом Алиевым. Формально – о мирном договоре с Арменией.
Настоящей целью общения могло быть заверение иранской стороны в непричастности США, ведь понятно, какую реакцию в Тегеране вызвало событие. До сих пор Иран не ответил за ликвидацию одного из предводителей "Хезболла" в Тегеране, теперь вдобавок и взрывы в Ливане. Для США важно также, вероятно, как иранская сторона восприняла публикацию Axios о том, что спецоперацию с пейджерами обсуждал и лично одобрил премьер Израиля Биньямин Нетаньяху. По версии ресурса, таким образом, он якобы хотел избежать масштабной эскалации. Но события выглядят как призыв к войне. Поэтому стоит приложить усилия и унять Иран, хотя и не напрямую, а через Азербайджан. О таких попытках написало, в частности, издание The Washington post.
Секретная миссия Шойгу
"Хазболла" также обвинило Израиль в теракте и пообещало защитить ливанцев. Ранее группировка хотела отплатить Израилю за ликвидацию своего вожака в Иране без координации с иранской стороной, но, по некоторым сообщениям, ее отказали ХАМАС и другие исламистские радикальные группировки.
В настоящее время радикализм "Хезболла" может найти больше сторонников. А это, в свою очередь, похоронит все надежды Белого дома на подписание соглашения о прекращении огня в секторе Газа. Даже если под документом распишутся стороны конфликта, наготове новую площадку для войны – в Ливане.
В Кремле отнеслись к инциденту очень серьезно. "Что бы ни было, это приведет к эскалации напряжения, регион сам по себе во взрывоопасном состоянии, - сказал спикер Путина Дмитрий Песков. - Такое событие способно стать триггером выхода ситуации из-под контроля".
Говорил он это, когда секретарь совбеза РФ Сергей Шойгу был в Иране и уже успел встретиться с тамошним руководителем от нацбезопасности Али Акбаром Ахмадианом и с президентом Масудом Пезешкианом. Известно, что иранская сторона официально обвинила Израиль в "массовом убийстве". Пезешкиан на встрече с Шойгу говорил о сотрудничестве, которое поможет противостоять западным санкциям. Президент Ирана назвал отношения с РФ конструктивными и пообещал, что они будут продолжаться "долго и непрерывно". В то же время Шойгу передал послание Путина о неизменности позиции Москвы по вопросам регионального сотрудничества.
Учитывая, что Шойгу до этого был в Сирии и КНДР, а в Иран залетал всего месяц назад, ситуация действительно очень опасна.
Тест на деэскалацию?
Возможная масштабная война на Ближнем Востоке моментально переориентирует Белый дом на скорейшее завершение или замораживание конфликта в Украине. Не исключено, что активность политиков разных уровней с "мирными миссиями" объясняется именно этим.
Получается объяснение и ряд заявлений Киева о необходимости скорейшего принятия страны в НАТО. Если стороной войны на Ближнем Востоке будет Иран, Соединенным Штатам придется либо напрямую вступить в боевые действия, либо предоставить Израилю достаточное количество оружия. Россия на официальном уровне неоднократно заявляла о США как стороне войны в Украине. Вдобавок, скоро саммит БРИКС, мы отмечали, что он для Путина имеет особое значение и Генассамблея ООН, где ожидаются важные геополитические решения.
Новая большая война не выгодна никому из внешних игроков, если, конечно, не учитывать заявления Кремля о готовности взять на себя роль посредника или играть активное участие в разрешении конфликта.
Комментарии