Тарас Кузьо
Профессор Национального университета "Киево-Могилянская академия"
20.10.2023

Крепкие объятия Кремля. Удастся ли Армении сбежать в ЕС?

Армения должна доказать свою приверженность европейской интеграции, прекратив помогать России уклоняться от западных санкций

В западных СМИ уверены, что Армения оставила Россию позади и переориентируется с Евразии на Европу. Выступая перед Европарламентом 17 октября, премьер-министр Никол Пашинян пожаловался на предательство России, когда ее миротворческие силы не остановили этнические чистки армян в Карабахе и попытались спровоцировать смену режима в Армении.

США и Европа, безусловно, должны приветствовать переориентацию Армении с Евразии на Европу, но, если отбросить ранние дозы эйфории, это будет сложнее, чем признает большинство комментаторов и политиков. Армения должна доказать свою приверженность европейской интеграции, прекратив помогать России уклоняться от западных санкций. Грузия также участвовала в обходе западных санкций против России.

Переориентация Армении на Запад потребует огромной политической воли со стороны Еревана, чтобы противостоять российской и иранской оппозиции

Переориентацию Армении будут приветствовать Азербайджан, Турция и оппозиция в Грузии. Тем не менее, западные политики должны осознавать, что переориентация Еревана потребует огромной политической воли со стороны Пашиняна, чтобы противостоять российской и иранской оппозиции. После подписания постконфликтного мирного договора Армения должна рассматривать Азербайджан и Турцию как союзников, которые не позволят Ирану и России вмешиваться в дела Южного Кавказа.

Пашинян подчеркнул в Европарламенте, что "Армения готова быть настолько ближе к ЕС, насколько ЕС считает это возможным". В ответ председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила: "В эти трудные времена ЕС и Армения стоят плечом к плечу".

В феврале 2021 года ЕС и Армения подписали Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве, которое поддерживает реформы, происходящие в Армении. В Европарламенте Пашинян сказал: "ЕС – ключевой партнер, поддерживающий фундаментальные реформы правительства Армении в последние годы". Он назвал Соглашение "одним из столпов нашей программы реформ".

Все три страны Южного Кавказа – Азербайджан, Армения и Грузия – имеют разную внешнюю политику. Азербайджан некоторое время входил в состав ОДКБ, но вышел из него в 1999 году и с тех пор проводит внеблоковый статус и многовекторную внешнюю политику, направленную на поддержание хороших отношений с Россией и Западом. Грузия проводит прозападную внешнюю политику, стремясь к членству в НАТО и ЕС. С 2012 года, после прихода к власти олигарха Бидзины Иванишвили и победы "Грузинской мечты" на парламентских выборах, Грузия уменьшала значение членства в НАТО. Украина и Молдова получили статус кандидатов на членство в ЕС в прошлом году. Грузия не получила статус кандидата в 2022 году из-за демократических недостатков, таких как тюремное заключение политических оппонентов, как то бывший президент Михеил Саакашвили.

До сих пор Армения была полностью интегрирована в возглавляемые Россией институты Евразии и вместо подписания Соглашения об ассоциации с ЕС в 2013 году присоединилась к российскому "Евразийскому экономическому союзу". Армения никогда не заявляла, что хочет вступить в НАТО и ЕС, поскольку была членом возглавляемых Россией альтернатив – ОДКБ и "Евразийского экономического союза".

Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС не является таким всеобъемлющим, как Соглашения об ассоциации, подписанные Украиной, Молдовой и Грузией в рамках "Восточного партнерства" ЕС. В 2013 году Армения собиралась подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, но под давлением России вышла из него и присоединилась к альтернативному проекту Владимира Путина – "Евразийскому экономическому союзу".

Арменией управлял пророссийский "карабахский клан", пока Пашинян не пришел к власти в 2018 году в результате народной революции. Путин всегда с подозрением относился к цветным революциям, полагая, что это не настоящие народные восстания, а организованные Западом заговоры против России. Поэтому неудивительно, что он всегда с подозрением относился к Пашиняну.

Изменения вектора Армении стали возможными благодаря тому, что Россия увязла в полномасштабной войне в Украине, в которую вовлечено 90% российской армии

Изменения приоритетов Пашиняна стали возможными благодаря тому, что Россия увязла в полномасштабной войне в Украине, в которую вовлечено более 90% российской армии. Из бывших советских республик только Беларусь осталась верной России при голосовании в ООН по поводу оккупации Крыма и войны в Украине.

Способность России контролировать Евразию, которую Кремль с 1990-х рассматривает как свою исключительную сферу влияния, значительно сократилась из-за войны в Украине. Так называемые миротворцы России, введенные после соглашения о прекращении огня между Арменией и Азербайджаном в ноябре 2020 года, стали лишними, и их пассивность не устроила ни одну из сторон. Сопротивление Москвы геополитической переориентации Армении будет слабее, поскольку она увязла в войне в Украине и не в состоянии остановить "Брекзит" по-армянски.

Тем не менее, ослабленная Россия будет по-прежнему препятствовать пути Армении в Европу. Ни один член ОДКБ и "Евразийского экономического союза" не пытался провести "Брексит". Хотя до сих пор Пашинян критиковал ОДКБ за бездействие, он не угрожал выходом из него Армении.

Ни одна страна не может быть членом более чем одного таможенного союза. Украина, Молдова и Грузия – члены таможенного союза ЕС посредством Соглашение об углубленной и всеобъемлющей свободной торговле, которое сопровождает их Соглашения об ассоциации. Армения – член таможенного союза "Евразийского экономического союза", выходом из которого Пашинян никогда не грозил.

Препятствия на пути европейской интеграции Армении – ОДКБ. Ни один член ОДКБ никогда не выходил из него, и маловероятно, что Кремль согласится на этот шаг

Еще одно препятствия на пути европейской интеграции Армении – ОДКБ. Ни один член ОДКБ никогда не выходил из него, и маловероятно, что Кремль согласится на этот шаг, который расценит как серьезное оскорбление своего статуса великой державы.

Пребывание в ОДКБ осложнит и подорвет сотрудничество Армении с НАТО и других двусторонних программ с членами Альянса. Армянские вооруженные силы, в которых преобладает российская подготовка и военная техника, безусловно, выиграют от большего взаимодействия с силами НАТО.

Кремль также никогда не сталкивался с серьезной просьбой со стороны своих евразийских соседей о закрытии своих военных баз. Российская военная база в грузинском Ахалкалааки была закрыта в 2007 году. Год спустя, после вторжения России в Грузию, Кремль признал "независимость" Южной Осетии и Абхазии, где расширил свои и так крупные военные базы. В ответ на атаки Украины на Крым Россия строит военно-морскую базу в Абхазии. В 2012 году была закрыта небольшая российская военная база в Габалинском районе Азербайджана.

У России есть две военные базы в армянском Гюмри и Ереване. Их закрытие было бы непопулярным среди многих армян из-за географии страны, зажатой между Турцией и Азербайджаном. Путин вряд ли согласится на их закрытие, что он расценит как еще одну пощечину статусу России как великой державы.

Последним осложнением, хотя, возможно, и менее спорным, станет то, что Армения возьмет под свой контроль свои границы, которые с 1992 года охраняются российскими пограничниками. В 2003 году Федеральная пограничная служба России была возвращена под контроль ФСБ в рамках путинской ресоветизации российского общества. В СССР пограничники были в ведение КГБ.

После подписания мирного договора с Азербайджаном и договора о границе с Турцией уверенность Пашиняна относительно отпора России может вырасти настолько, что он может потребовать заменить российских пограничников на границах страны на армянских. Но этот шаг потребует обучения и увеличения численности армянских пограничников.

Перевод Пашиняном Армении из Евразии в Европу должны приветствовать США и Европа, хотя это только начало долгого пути по неизведанным водам. Первым шагом должно стать прекращение помощи Арменией России обходить западные санкции. После подписания мирного договора вторым шагом должно стать сотрудничество с Грузией, Азербайджаном и Турцией в блокировании российского и иранского вмешательства в дела на Южном Кавказе.

Специально для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі