Тарас Кузьо
Профессор Национального университета "Киево-Могилянская академия"
05.01.2023
1

Украинские националисты всегда были правы в отношении России

Мы думали, что времена изменились, и призыв "не доверять россиянам" устарел. Но нет

Книга Тараса Кузьо "Русский национализм и русско-украинская война" получила награду Литературного фонда имени Петерсона в канадском Торонто. Здесь представлена речь профессора по этому поводу.

Более четырех десятилетий назад я опубликовал свою первую академическую статью "Русская идея – факты и вымысел" в малоизвестном британском журнале The Ukrainian Review, издаваемом Ассоциацией украинцев в Британии.

Статья касалась империалистического и шовинистического отношения России к Украине – предметной области, о которой мне много рассказывал мой отец-националист, и которой я заинтересовался еще будучи студентом университета. Примерно в то же время я купил две старые книги Александра Волконского 1920 года, и князя Сергея Оболенского 1940 года – двух белоэмигрантов, из антикварной книжной лавки. Это были типичны для белоэмигрантов работы об отрицании существования Украины и украинцев.

Затем я забыл о статье, а две книги поселились в моей растущей библиотеке. 1980-е и 1990-е были оптимистичными временами как для отношений Украины с поляками, так и для постсоветского российского либерализма. В Польше к власти пришло движение "Солидарность", СССР потерпел поражение в Афганистане, распалась советская империя. Хоть и шатаясь на ногах, Борис Ельцин пришел к власти в РФ и возвестил демократическую Россию.

Это вселило в меня и многих других оптимизм – времена изменились. Они подтвердили наши взгляды, что национализм поколения моего отца, на котором мы выросли в украинской общине, "Союз украинской молодежи" СУМ, демонстрациях и голодовках у советского посольства в Лондоне. Все это устарело. Поступив в университет, мы стали еще более непослушными и убежденными, что хотя национализм наших родителей был адекватным ответом польским, советским, русским и нацистским захватчикам, теперь мы живем в другом мире.

Мы смеялись, что, когда наши отцы собирались, они могли говорить только о "москалях". Наши слова, что "времена изменились", они отвергали и казали "подождите, и увидите!"

Наши самонадеянные попытки убедить родителей в их неправоте противоречили их глубоко укоренившемуся убеждению "не доверять россиянам" и оставались постоянным источником трений. Мы смеялись над тем, что, когда наши отцы и их родственники собирались, они могли говорить только о "москалях". Наши заявления, что "времена изменились", были отвергнуты словами "подождите, и вы увидите!".

Ситуация начала меняться после прихода к власти в 2000 году Владимира Путина. Наши подозрения усилились, поскольку многие из нас помнили, что советский КГБ был особенно жестоким по отношению к украинским диссидентам вплоть до середины 1980-х. КГБ, преемник НКВД Иосифа Сталина, был русской имперской националистической и шовинистической организацией.

В 2000-х я начал улавливать сигналы, что Россия меняется к худшему. Я оказался между родителями, продолжающими твердо отстаивать свое мнения о российском имперском национализме, укоренившемся в россиянах, и большей частью исследователей России в академическом мире, которые преуменьшали или прямо отрицали существование национализма в РФ.

В России проходили реабилитацию белоэмигранты. Процесс возглавлял сам Путин

В России проходили реабилитацию белоэмигранты, такие как Волконский и Оболенский. Процесс возглавлял и контролировал сам Путин. Останки белоэмигрантских писателей и генералов перезахоронили в России. Их книги переиздавали большими тиражами и распространяли в армии, разведке, в школах, университетах, СМИ, среди центральной и региональной элиты. Произведения белоэмигрантов влияли на повседневную дегуманизацию Украины и украинцев в украинских масс-медиа.

Поискал свою статью, о которой забыл, и две белоэмигрантские книги. Понял, что писал об этом еще в 1981 году, но затем отложил тему в сторону, полагая, что наступила новая эра. Все больше казалось, что я и многие другие ошибались.

Наши сомнения по поводу наступления новой эры вырвались наружу в начале 2014 года, когда Россия вторглась в Крым и аннексировала его, а также начала военное вторжение на восток Украины. Давняя ухмылка на лице моего отца теперь превратилась в улыбку. Будучи дипломатом, он этого не сделал, но уверен, он умирал от желания сказать мне: "Я же тебе говорил!". В конце концов, я набрался смелости, чтобы подойти к отцу и сказать: "Прости меня! Насчет россиян вы все время были правы!".

Глядя на академическое сообщество, я обнаружил гораздо меньше готовности признать, что они неправильно поняли отсутствие национализма в путинской России. Многие западные историки России поддержали аннексию Крыма, считая, что полуостров "всегда был российским". Тем временем, некоторые западные политологи обвиняли НАТО и США в кризисе 2014 года и распространяли кремлевскую пропаганду о приходе к власти "националистических" революционеров в результате Евромайдана, развязавших "гражданскую войну" против русскоязычных.

Этот ужасный анализ углубился после принятия весной 2015 года законов о декоммунизации, которые были осуждены 70 учеными. В основном, на Западе. Почти никто из них никогда не читал четыре довольно сложных закона. Более трех лет Анна Олийник и я настаивали перед редактором Europe-Asia Studies, чтобы опубликовать подробный анализ законов о декоммунизации, который показал, что вся критика в открытых письмах была неуместна.

Начало пандемии весной 2020 года закрыло возможности для путешествий и практически всего остального. Я поставил своей задачей написать книгу о том, как западные исследователи России ошибались в отношении России и не изменили своих подходов ни после распада СССР в 1991 году, ни накануне вторжения 2022 года, в ответ на события 2014 года.

Прошли годы, прежде чем западные ученые начали обсуждать необходимость изменения своих подходов к русским исследованиям. Это случилось только после вторжения России в Украину в прошлом году.

Пандемия дала мне возможность вернуться после сорокалетнего перерыва к своим мыслям. "Российская шовинистическая идея" возродилась при Путине, объединив отрицание Украины и украинцев белоэмигрантами, советский культ "Великой отечественной войны" и пропагандистские разоблачения украинских "нацистов".

В августе 2021 года, на 30-ую годовщину независимости Украины, я поехал в эту страну с прахом отца, чтобы исполнить его последнюю волю – "быть похороненным в родном городе Самбор", Львовской области. Я и не подозревал, что всего семь месяцев спустя Россия вторгнется в Украину – страну, где теперь похоронен мой отец.

В конце января 2022 года вышла в свет моя книга "Русский национализм и русско-украинская война". За три недели до вторжения России в Украину

Время решает все. В конце января 2022 года вышла в свет моя книга "Русский национализм и русско-украинская война". За три недели до вторжения России в Украину. Политики, журналисты и ученые были шокированы, что такое могло произойти в Европе XXI века.

Во время вторжения, наверное, не существовало других книг, которые бы так объясняли путинскую одержимость Украиной и шовинистические предпосылки отрицания существования украинского народа, лежащие в основе российского вторжения. Исторические мифы XIX века и фашизм XX века подпитывают жестокую войну России в XXI веке в Европе.

Поколение украинских националистов моего отца никогда не воспринималось всерьез западными политиками, журналистами и особенно учеными. Им и молодое поколение, в том числе, я, говорили, что их националистические взгляды и отношение к россиянам устарели. Мы были неправы. Они правы. Вторжение России в Украину, геноцидная война Кремля, чтобы уничтожить Украину, украинскую культуру и язык, насильственное превращение украинцев в малороссов и многочисленные военные преступления показывают, насколько националистическое поколение моего отца всегда смотрело правильно на россиян.

Украинское националистическое поколение моего отца, вдохновившее меня на мою первую научную работу более 40 лет назад, вдохновило меня на пересмотр идей о шовинистических взглядах россиян на украинцев, на пересмотр мнений о российском национализме, и о российско-украинской войне.

Я хотел бы закончить извинениями перед украинским националистическим поколением моего отца за то, что они всегда были правы в отношении России.

Специально для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі