Колбаса по 2,20 и приключения Шурика. Почему до сих пор жива ностальгия по СССР

Они живут мечтой о выдуманном прошлом, поэтому даже тотальная историческая реконструкция не удовлетворит их

Просоветская ностальгия – это не мечта о прошлом. Это мечта о выдуманном прошлом. Ее носитель хочет вернуться в ту реальность, которой никогда не существовало, и поэтому он обречен оставаться недовольным.

"Колбаса по 2,20", "водка по 3,62", "полки пустые, а холодильники полны" – формулы мечты о прошлом удивительно живучи. Представление о Советском Союзе – это микс из фильмов Гайдая и Рязанова, в которых Шурик одерживает верх над симпатичными хулиганами, а милиция ловит контрабандистов на живца-Никулина.

Реальность советского быта стерта из памяти – три десятилетия выхолостили негатив, позволив людям придумывать себе прошлое

Реальность советского быта стерта из памяти – три десятилетия выхолостили негатив, позволив людям придумывать себе прошлое. В этом прошлом нет очередей за продуктами, нет блата и дефицита, государственный муж – умный, а государство – заботливое.

Они продолжают рассказывать, что в СССР люди читали больше всего в мире. И нет смысла им объяснять, что заполненные книжные полки, как и аншлаги в театрах, были тем же проявлением тотального дефицита. Только на этот раз речь шла о дефиците развлечений: из-за недоступности альтернатив люди расхватывали книги и билеты.

Я сознательно не вспоминаю о свободе слова: скучающие по СССР и сейчас не считают ее отсутствие недостатком. Но даже тот потребительский рай, который они ностальгически придумывают, – он же соткан из лент "Ирония судьбы", "Девчата", "Операция Ы" и "Москва слезам не верит". Если показать этим людям "Маленькую Веру", они сочтут это насмешкой над своими лучшими чувствами.

Люди мечтают о прошлом – и лишают своих детей будущего

Именно эти люди каждый раз голосуют на выборах за ретроградные лозунги. Они отказываются понимать, что старая действительность доказала свою неконкурентоспособность еще в 1991 году, похоронив государство-носителя. Они мечтают о прошлом – и лишают своих детей будущего.

Одна проблема: даже если их мечта сбудется, они будут недовольны.

Они верят в Союз, дистиллированный от недостатков. Даже если перенести их в реальность семидесятых, они не поверят. Потому что тяготы и нищета просто не прописались в их памяти. Они не поверят в подлинность того, что увидят, и сочтут себя обманутыми.

Беда этих людей в том, что они – априори протестное голосование. Они способны голосовать только за повестку дня, которая будет объявлять будущее плацдармом для оживления прошлого. Того прошлого, которое просматривается из советских кинофильмов, но которого в действительности никогда не было.

Они ностальгируют не столько по эпохе, сколько по возрасту. Оно успело смешаться до состояния полной неразличимости – память о собственной молодости, ощущениях перспектив и горизонтов они отождествляют с государственным строем. И никакая реконструкция не вернет им здоровье и силу, поэтому они все равно будут мрачны и обижены.

Нет смысла пытаться заигрывать с ними. Всего проделанного окажется недостаточно. Все воплощенное они назовут половинчатым. Даже тотальная историческая реконструкция (невозможная в принципе) не удовлетворит их. Потому что они живут мечтой о выдуманном прошлом.

Так что не стоит метать бисер.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі