Тарас Кузьо
Профессор Национального университета "Киево-Могилянская академия"
08.08.2016
3

Украина: взгляд из Вашингтона

В Соединенных Штатах Америки– наиболее важной для национальной безопасности Украины стране Западного мира – президент Петр Порошенко и посол Украины в США Валерий Чалый имеют негативный имидж, хоть и по разным причинам

Чалый был заместителем Петра Порошенко, когда тот недолгое время занимал пост министра иностранных дел при президенте Ющенко, а после того – исследователем лучшей киевской аналитической организации "Центр Разумкова", которая была политически приближенной к "прагматичному" крылу национал-демократов (Ющенко, Арсению Яценюку, Виталию Кличко и Порошенко).

Имидж Порошенко в Вашингтоне является отражением его имиджа внутри Украины

Имидж Порошенко в Вашингтоне является отражением его имиджа внутри Украины. Его воспринимают за президента, который никогда не пытался воплотить в жизнь свои громкие заявления о "деолигархизации", а вместо этого продолжает заключать закулисные сделки.

Пишущий о появлении нового семейного клана Порошенко Сергей Лещенко отмечает, что "вместо того, чтобы бороться с олигархами, власть заставляет их идти на уступки и делиться". В результате, только "перераспределяются потоки в пользу президентского клана".

Причина того, что Порошенко стал единственным олигархом, чьи доходы возросли в течение последних лет, заключается не в том, что украинцы едят больше шоколада во времена войны. Порошенко использует свою президентскую должность, чтобы расширять собственную бизнес-империю и клановую сеть.

Имидж Порошенко испортился также вследствие его нежелания увольнять генерального прокурора Виктора Шокина, несмотря на громкие обвинения в его сторону по поводу блокировки уголовных дел и реформы прокуратуры со стороны посла США в Украине Джеффри Пайетта.

Американские эксперты по украинской тематике и представители украинской диаспоры в Вашингтоне считают посла Чалого неорганизованным, сравнивая его с Ющенко. Он начинает говорить на одну тему, однако впоследствии отвлекается и сбивается с пути. Как и Ющенко, Чалый может говорить много, однако ни о чем, выглядя пустодзвоном и плохим оратором.

Кроме того, посол Чалый напоминает Ющенко в своем высокомерии и стремлении выглядеть всезнайкой. Кое-кто из моих знакомых сравнивал его с Арсением Яценюком, когда тот впервые побывал в США в статусе министра иностранных дел, и даже с Константином Грищенко – самым надменным из всех украинских министров иностранных дел.

Порошенко и посол Чалый также разделяют одну черту, которую в Вашингтоне воспринимают в негативном ключе. Они пытаются приписывать себе заслуги за все достижения, даже если они никак к ним не причастны.

В случае Порошенко украинские СМИ называли это манией величия. Он считает, что спас Украину, совершил великие свершения и что в стране нет никого лучше него. В Вашингтоне я слышал мнения о том, что Порошенко теряет связь с реальностью, становится параноидальным и никогда не слушает мнения других людей. Своих оппонентов и критиков он считает "предателями", поскольку только Порошенко может спасти страну.

Все эксперты, с которыми я встречался и поддерживаю контакты, считают, что наибольшим препятствием для реформ и борьбы с коррупцией в Украине является Порошенко. Несколько раз разные люди повторяли мне, что он "является огромным препятствием для процесса реформ".

Оторванность Порошенко от реальности напоминает Ющенко, который обвинял избирателей в том, что они не поняли его и не проголосовали за него на президентских выборах 2010 года.

Непонятно, как в сознании Порошенко его мания величия может согласовываться с резким падением его популярности и тем фактом, что три четверти украинцев убеждены, что страна движется в неправильном направлении.

Стагнация Украины в 2016 году напоминает аналогичный процесс в 2007-ом.

Сравнивая Чалого с бывшими послами, в частности с Александром Моциком, который находился в Вашингтоне во время президентской каденции Виктора Януковича, мои знакомые делают выводы не в пользу Чалого. Посол Моцик, который постоянно должен был занимать очень осторожную позицию в то время, когда Януковича постоянно критиковали, часто обращался к украинским экспертам в Вашингтоне за информацией и помощью. Посол Чалый этого никогда не делает.

Я давно знаю Чалого. Однако он проигнорировал запрос от Ростислава Павленко из президентской администрации по поводу того, что я буду посещать Вашингтон и ему будет полезно со мной встретиться. Однако Украина должна быть заинтересована в лоббировании собственных интересов, не так ли?

Чалого воспринимают как союзника Порошенко, которого назначили на должность, для которой у него не хватает квалификации

Мои знакомые воспринимают Чалого как союзника Порошенко, которого назначили на должность, для которой у него не хватает квалификации. В отличие от послов Моцика или Олега Шамшура, которого тоже очень уважали, он не является профессиональным дипломатом. И хотя любая страна может назначить послом политическую фигуру, назначение непрофессионального дипломата послом в важнейшую для украинской национальной безопасности страну выглядит не слишком разумным со стратегической точки зрения решением.

Поэтому нас не должен удивлять тот факт, что Порошенко гарантировал Дмитрию Фирташу неприкосновенность весной 2014 года – как раз тогда, когда США пытались добиться его экстрадиции на свою территорию. Очевидно, что Порошенко должен был бы помочь США с экстрадицией Фирташа, чтобы получить определенные выгоды для Украины.

Однако – как и в случае с назначением Чалого послом в США – тогда Порошенко подтвердил, что личные связи и закулисные соглашения, которые способствуют расширению его бизнес-империи, для него важнее.

Тарас Кузьо, специально для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

3

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі