В воскресенье, 27 января, на 86-ом году жизни умер бывший президент Индонезии Мохаммед Сухарто. У него отказали сердце, легкие и мозг. 4 января его госпитализировали в одну из самых дорогих клиник страны с анемией, низким кровяным давлением и почечной недостаточностью.
Четверть индонезийцев живут в бедности, но почти 35% жителей Страны Трех Тысяч Островов назвали Сухарто "лучшим из шести президентов, который обеспечил стабильные цены на рис и горючее". Он ушел в отставку в 1998-ом после 32 лет правления, когда его и некоторых членов семьи обвинили в разворовывании государственных средств и уклонении от уплаты налогов.
Долгое время диктатор выделялся исключительной скромностью на публике. Отказываясь от роскошных азиатских дворцов, Сухарто жил в небольшой квартире в центре Джакарты, столицы Индонезии. Однако со временем влияние семьи президента на политику и экономику страны стало настолько масштабным, что аббревиатуру правящей партии ППП начали расшифровывать как "путра-путри-президент" — с индонезийского "сыновья-дочери-президента". По некоторым подсчетам, имущество семьи Сухарто достигало $40 млрд, — почти половина валового национального продукта страны.
Знакомство с семейным бизнесом президента начиналось с Международного аэропорта Джакарты. Он принадлежал Бамбангу — среднему сыну главы государства. На аэродроме стояли самолеты, арендованные авиакомпанией младшего сына Томми. В город ехали машины из таксомоторного парка, который принадлежал старшей дочери президента Тутут. Дорога, по которой двигались машины, — тоже собственность ее компании. Тутут отец назначил заместителем председателя правящей партии и министром социального обеспечения. В городе можно было остановиться в пятизвездочной гостинице, которая принадлежала Бамбангу. Интересы других детей бывшего президента простирались от нефтехимической промышленности до средств массовой информации.
В настоящее время один из сыновей покойного президента приговорен к 15 годам заключения, другие находятся под следствием. Мохаммед Сухарто из-за постоянных проблем со здоровьем не успел предстать перед судом.
Несмотря на военный режим, который господствовал в Индонезии с 1966-го по 1998 год, многие люди до сих пор ощущают ностальгию за временами, когда страну называли "настоящим азиатским тигром". Сухарто привлекал иностранные инвестиции, в начале 1970-х остановил инфляцию и добился позитивных сдвигов в экономике.
Экс-президент завещал похоронить его в семейном склепе у подножия горы Лаву на границе Центральной и Восточной Явы. Там с 1996 года покоится его жена Тин Сити Хартинах. Сухарто прожил с ней 49 лет и воспитал шестерых детей.
Комментарии
1