пятница, 07 июня 2013 00:45

Вся Украина должна учиться

 

Мы строим то, что представляем, — эта один из тезисов Украинской хартии свободного человека. Расширять рамки общих представлений, искать, беречь и развивать человеческие таланты и, как принцип, поощрять проявления творческой незаурядности, независимо от сферы деятельности, значит вырваться из замкнутого круга стереотипов и изменить будущее.

Воспитание и образование — первооснова для любых изменений в нашей стране, устойчивости Украинского государства и его постоянного продвижения.

Сегодня мы находимся не только в постсоветских, но и постмилитарных условиях. Мы избавились от военной организации жизни прежней империи, но "казарменный дух" чувствуется до сих пор. Он проявляется как в агрессии отношений между людьми, так и в образовании, которое не ставит целью сформировать личность, научить мыслить, привить желание быть свободным человеком или дать конкурентные знания.

Мы переполнены примерами "успешной аморальности". И упускаем из виду самое важное — взаимоотношения в украинских семьях, в которых для любого человека закладывается основа восприятия и понимания мира и морали. Страх перед ценностями, неумение ими руководствоваться и, как следствие, безразличие общества и государства к не фальшивой и внимательной заботе о духовно здоровых семьях, где взаимны уважение, помощь и любовь, — одна из самых глубоких причин нашей общей внутренней отчужденности.

Сегодняшняя система воспитания и образования в Украине не ценит ни семью, ни человека, который учится, и не стремится поощрить его к постоянному интеллектуальному развитию или подготовить к рынку труда. Такая система не желает быть нашим помощником, она, как правило, действует, как надсмотрщик и наблюдатель.

Система ориентирует учителя, преподавателя и научного работника не продуцировать знания или искать новые подходы и ориентиры, а "воспроизводить уже воспроизведенное", придерживаясь проверенных клише. Более того, преподавателя и ученого перегружают рутиной, которая ограничивает творческие возможности.

В сущности, наша образовательная система до сих пор заформализована, бюрократизована и недоброжелательна как к человеку, так и миру.

Опаснейший продукт такой системы — человек без ценностей.

Его мораль — двойные стандарты в личной, общественной и государственной жизни. Теперешнее состояние страны в значительной мере является следствием деятельности этого циничного типа человека.

Современная система воспитания и образования очень часто продуцирует фиктивные знания, польза от которых не отвечает приложенным усилиям.

Главным защитником системы является чиновник от образования с его консервативной, иерархической и коррупционной ментальностью.

Заложником этой системы является учитель. Но из-за того, что давние хронические проблемы в Украине никогда серьезно не лечили, часть наших педагогов — учителей и преподавателей средней и высшей школ — стали активными носителями и непроизвольными воспроизводителями этой системы.

Авторитет учителя и преподавателя в Украине подорван, в первую очередь, хронической бедностью учителей, и их положение — не менее беспомощное, чем у всего общества.

Сквозной проблемой системы является повсеместная коррупция: эта болезнь из социально-экономической превратилась в устойчивую деградированную культуру взаимоотношений педагогов, студентов и учеников, а также их родителей.

Характерные признаки нашей системы образования — формализм и формальность: это следствие общей общественной фальши.

В сфере образования отсутствует целостная система национального воспитания — от детского садика до университета. Такая система не касается политических или партийных идеологий. Она должна была бы учить человека с первых лет жизни любить и уважать Украину.

И, самое главное, в нашей стране нет никаких здоровых экономических и общественных стимулов для самостоятельного развития образования.

В такой ситуации отдать образование на откуп власти с ее теперешним мировоззрением значит окончательно уничтожить перспективу изменений, а в конечном итоге заложить мину замедленного действия под государство и общество.

Оставить "школу школе", в надежде на внутренние силы педагогов, значит предложить больному начать самолечение, никак не изменив условий, которые привели к его болезни.

Нам вряд ли поможет реформа образования в том виде, в котором ее осуществляют сейчас. Нельзя прибегать к камуфляжу традиций, которые ведут к разрушению человека и превращению его в зависимого и беззащитного.

Украине нужна новая, реально интегрированная в европейское, а следовательно, в глобальное пространство система образования, в центре внимания которой была бы задача развивать свободного и мыслящего человека, стремящегося владеть качественными знаниями, конкурентными в мире.

Для этого тему образования нужно в первую очередь вернуть в поле зрения общества и политикума. Наше с вами молчаливое согласие будет означать конец любым надеждам изменить родное государство.

Общество не имеет права оставаться безразличным к делам образования.

Главная цель нашей инициативной группы — не давать готовые ответы, а в первую очередь привлечь внимание общества к темам, которые для Украины жизненно важны.

Вся Украина должна учиться. Это — самая значимая установка для всех без исключения украинских граждан.

В дошкольном образовании государству нужно учиться, как воспитывать в детях настоящую любовь к Украине, родной земле, истории народа и собственной семьи, а родителям — воспитывать в потомках жизнерадостность, уважение к людям и к труду. В средней школе, кроме всестороннего образования, нужно поддерживать оригинальность мышления и незаурядность личности каждого, заботиться о талантах и в то же время развивать самодисциплину, достоинство, правдивость и трудолюбивость. В высшей школе нужно учить, как мыслить в глобальном конкурентном мире и правильно и результативно применять знания и умения.

Для национального образования любая власть, которая мыслит долгосрочными категориями, обязана выполнить по меньшей мере два условия: материально обеспечить учителей и преподавателей для жизни и творческого труда и сосредоточивать средства для должного технического оснащения школ и университетов.

Стратегически важное дело, тесно связанное с образованием, — вывести из не менее тяжелого состояния национальную науку, доведенную до унизительного положения как агрессивным невежеством, так и жесткими экономическими реалиями, где в основе всех интересов — быстрые деньги.

Шаги, необходимые для того, чтобы изменить положение, — реальны и исполнимы. Для изменений не нужно никаких чудес, а нужно иметь лишь волю. Предлагаем важнейшие направления труда:

Первое. Мы уверены, что активные представители украинских педагогов, широких кругов заинтересованных специалистов других сфер, а также общественные активисты способны инициативно объединить усилия и сформировать концепцию современной национальной системы воспитания и образования. Общими усилиями мы можем и должны выработать общественный заказ на перемены.

На наш взгляд, проблемы образования должны стать предпосылкой появления единого общественного движения по всей стране. Призываем общественных активистов, студенчество, преподавателей и педагогов, которые осознают глубину проблем, самостоятельно объединять усилия ради качественной реформы образования и сопротивления коррупции в этой сфере. До сих пор общество хранило молчание в этих делах. Наступило время сказать общее слово.

Второе. С большой надеждой обращаемся к украинским родителям и надеемся, что в родительской среде может появиться активное ядро движения по изменению образования. Родители-украинцы должны были бы больше других бороться за качественное образование в нашем государстве, понимая его значение для перспектив своих детей. Это — та основа, которая может объединить нас всех, независимо от языка, достатка или взглядов.

Третье. Призываем политические силы, которые разделяют наши взгляды и оценку состояния дел, стать практическим двигателем изменений в сфере образования, в частности через необходимые парламентские кампании и законодательные инициативы.

Четвертое. Приглашаем общественность и в первую очередь педагогов поддержать реформаторские усилия тех членов парламента, которые сдерживают политическое наступление на перспективы качественного национального образования.

В частности, сегодня в реальной общественной поддержке нуждаются реформы в отрасли высшего образования, где крайне важно не допустить чиновнического и коррупционного закрепощения. Публичные обращения и выступления учителей, преподавателей, студенчества и всех небезразличных граждан должны продемонстрировать живую человеческую реакцию и способность не мириться с теперешним положением.

Пятое. Общество нуждается в объединении интеллектуалов, которые представили бы целостное виденье обстоятельных и производительных перемен, необходимых украинскому образованию.

Призываем украинских предпринимателей проявить готовность поддержать общественные образовательные инициативы и проекты. В частности, представители заинтересованных деловых кругов могли бы объединить усилия, чтобы создать независимый финансовый фонд для потребностей образования и, в первую очередь, для учебы студентов за рубежом с условием возвращения и работы в Украине.

Перечень этих и других задач не исчерпан. Хотим надеяться, что предложенные нами рассуждения дадут толчок разным средам к конкретным действиям, а высказанные мысли возьмут на вооружение политические, бизнесовые и общественные силы, заинтересованные в настоящих переменах в Украине.

Инициативная группа выражает моральную солидарность со всеми украинскими педагогами, научными работниками, учителями и преподавателями, которые работают на честь и совесть в теперешних сложных условиях.

Верим в активные здоровые силы украинского студенчества.

Мы должны вместе сформировать реальный общественный заказ на качественное образование.

Наша общая воля способна изменить страну.

Сейчас вы читаете новость «Вся Украина должна учиться». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть