вторник, 20 сентября 2016 07:40

"В квартире был порядок. Исчезли ноутбук, телефон и диски с личными материалами"
2

— Убийство Игоря вызвало большой резонанс. Постоянно шли люди. Наш телефон оперативники поставили на прослушку — вдруг кто-то будет угрожать. Такие звонки не получали. Но дело долго стояло на месте, — говорит 58-летняя Людмила Александрова из города Славянск на Донбассе.

7 июля 2001 года в помещении телекомпании "ТОР" неизвестные бейсбольными битами избили ее мужа — журналиста Игоря Александрова. Умер на четвертый день в больнице, не приходя к сознание. Ему было 45 лет.

Накануне Александров выпустил серию передач. В них бывшие работники управления по борьбе с организованной преступностью рассказывали о связях местного криминала с милицией. Не успела появиться завершающая передача цикла, в которой автор собирался назвать имена высших чинов, связанных с преступниками.

— Сначала убийство пытались выдать за ограбление. Мол, напали бездомные. Следствие контролировал тогдашний прокурор области Виктор Пшонка (генеральный прокурор Украины 2010–2014 гг. — ГПУ). Какого-то мужчину таскали по судам около года, пока тот не умер. В конечном итоге суд признал, что убийство было по профессиональным мотивам.

Следствие длилось четыре года. Задержали 12 человек из Славянска и Краматорска. Организаторы — братья Александр и Дмитрий Рыбаки получили 15 и 11 лет тюрьмы. Исполнители — до 12 лет. Уже все на свободе.

— Рыбаков знала как местных бизнесменов с сомнительной репутацией. Александр руководил большим предприятием в центре города. О других даже не слышала. Когда их поймали, обо мне быстро навели справки — где живу и работаю. Приходили родители одного из обвиняемых. Рассказывали, какой он больной. Что даже биту в руках не смог бы удержать. Другие наняли свидетелей, которые рассказывали, что в момент убийства моего мужа они вместе отдыхали в другом месте.

— Несколько раз на год коллеги и знакомые собираются возле отцовой могилы — на день журналиста, годовщину гибели. Пропустили только в 2014-м, когда город заняли боевики, — говорит дочь Александрова 32-летняя Анна Главатских.

— Когда Игоря не стало, у нас родилось трое внуков. Старший сын Алексей с семьей живет в США, у него мальчик. У дочери подрастают 7-летний Ярослав и 4-летний Тимофей. Живут рядом. Я в прошлом году вышла на пенсию. Сейчас мои основные заботы — внуки. Вожу в школу, на кружки, забираю домой, — говорит Людмила Александрова.

— Как тележурналист Игорь стал известен за пару лет до смерти. Делал серьезные эфиры. До последнего держал в секрете тему передач, — вспоминает коллега Александр Кульбака.

Имя Игоря Александрова вычеканено на Мемориале журналистов в Музее новостей в Вашингтоне, США.

13 марта 1997 года в полуразрушенной котельной возле столичного аэропорта "Жуляны" нашли повешенным журналиста, собственного корреспондента газеты "Киевские ведомости" в Луганске Петра Шевченко, 42 года.

Незадолго до гибели опубликовал цикл из шести материалов о попытках уволить с должности тогдашнего мэра Луганска Алексея Данилова и о причастности к этому луганской СБУ и милиции.

— В столицу Петр приехал 12 марта. Должен был зайти в редакцию по зарплату. Но не появился. И домой не позвонил. Хотя всегда звонил жене. Говорил, как добрался. Она забила тревогу. Связалась с редакцией. Я слышал ее крик в телефоне: "С ним что-то страшное случилось, я чувствую", — вспоминает коллега Михаил Бублик.

После похорон женщина продала квартиру. С сыном выехали в Канаду.

Дело быстро закрыли. Официальная версия — самоубийство.

— Недели через две после похорон в редакцию приезжали следователи, опросили нас. Стол, за которым работал Петр, их не заинтересовал. А он был забит рабочими бумагами, которые могли бы пролить свет на это дело, — говорит Бублик. — О себе Петр не любил рассказывать. Разве — о журналистских находках. Как-то поделился, что на Луганщине нашел село Африка. Шутил: "Представляете заглавие: "В Африке ударными темпами проходит посевная".

— Оля говорила по телефону с нашей средней сестрой Галей. Последнее, что сказала: "Пришли нежеланные гости". На второй день не взяла трубку. Я пошла проверить, все ли в порядке. Оличка лежала на кровати уже холодная, — вспоминает 62-летняя Анна Мороз из города Нетишин на Хмельнитчине.

15 марта 2015-го нашла мертвой младшую сестру 44-летнюю Ольгу Мороз. Она была главным редактором газеты "Нетишинский вестник". Умерла от отека мозга, который возник от перелома затылочной кости, по выводам экспертизы.

Ольга Мороз жила одна. Детей не имела. Перед гибелью проводила журналистское расследование о незаконной вырубке лесов.

— Накануне убийства у Оли пропали ключи. Замок не меняла — установила дополнительный. Когда ее нашла, в квартире был порядок. Исчезли ноутбук, телефон и диски с личными материалами, — говорит Анна Мороз. — Оля во время Революции достоинства поддерживала Майдан. Ее за это хотели уволить с работы. Довели до того, что с нервным срывом попала в больницу.

44-летняя Галина Косик проработала с Ольгой Мороз 13 лет. Теперь возглавляет газету.

— Убийцу до сих пор не нашли. Редакторы газет Хмельнитчины написали обращение в Генеральную прокуратуру. Теперь дело Ольги — на их контроле. Когда идем на интервью к полицейским, постоянно поднимаем эту тему. Время от времени звоним в участок. Спрашиваем, как продвигается следствие. Пока никаких сдвигов, — рассказывает Галина Косик.

Сейчас вы читаете новость «"В квартире был порядок. Исчезли ноутбук, телефон и диски с личными материалами"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть