— Уже вторые сутки стою на пункте пропуска со стороны Артемовска. Машина забита картошкой, морковкой, кабачками. Год ездил, привозил продукты на рынок в Донецк, — рассказывает 45-летний Анатолий Кулаков из Запорожья. — Мы продавали продукты дешевле, поэтому разбирали за день-два. Сейчас нас заблокировали, потому что в машине нашли медикаменты. Вез на заказ. Теперь их запрещено перевозить. Даже деньги предлагал — не хотят. Жду, договорится ли владелец, чтобы пропустили машину. В зону теперь пускают лишь гуманитарку от Красного Креста и других организаций.
Служба безопасности Украины с 16 июня изменила систему пропуска с оккупированной территории Донбасса и в обратную сторону. Документы для оформления пропуска позволили отправлять на электронную почту, подтверждения будут посылать туда же. Авто для выезда должно быть зарегистрировано на водителя. С доверенностями выпускать не будут.
Сейчас в зоне АТО есть три пропускных пункта для въезда на оккупированные территории и выезда с них: "Горловка — Артемовск", "Донецк — Мариуполь (через Волноваху)", "Луганск — Золотое". Они работают с 6.00 до 20.00.
— Ночью собирается до 500 машин. Людям некуда сходить в туалет. Семьи с детками спят прямо на трассе. Везде воняет мочой, разбросаны бумажки. Но хуже всего перенести отсутствие воды. Ее просто негде купить. А уедешь с места на машине, нужно опять начинать с конца, — говорит 35-летняя Ирина Шимко из Донецка. — Солдаты злые, нервозные. У сына из рук вырвали игрушку-автомат, бросили на мусорник. Могут накричать на женщин, потому что те медленно идут или долго ковыряются в поисках документов.
19 июня на блокпосту на Артемовск поднялась массовая драка.
— В 6.15 утра, когда начали пропускать автомобили, ночь простоявшие в очереди, к блокпосту приехали несколько крутых машин, и люди из них сразу пошли получать талоны на пропуск, — продолжает Ирина. — На них набросились женщины, дети, мужчины. Кто кого бил — непонятно. Солдаты сделали несколько выстрелов в воздух. Люди еще активнее кинулись на хитрых. Перепало и солдатам. Я так и не поняла, как это все остановилось. У мужа — фингал под глазом и выбитый зуб.
Люди говорят, что на пунктах пропуска ждут по 8–10 часов.
— Выезд рейсовых автобусов запретили. Выехать можно только собственной машиной или на такси, — рассказывает донетчанка Наталия Блиндюк, 39 лет. — За каждый час простоя таксисты берут 100 гривен. На пункте пропуска уже начинается торговля. Продают горячие обеды, чай, кофе. Миска борща стоит 30 гривен — как в ресторане.
Въезд и выезд общественного транспорта на оккупированную территорию Донбасса Служба безопасности Украины запретила. Теперь ни туда, ни оттуда не имеют права курсировать ни автобусы, ни маршрутки. Однако автовокзал в Донецке работает.
— Автобусы ходят, — говорит Наталия Блиндюк. — Иногда за пределы зоны АТО, иногда лишь до пункта пропуска. Все зависит от смены, которая там дежурит. Много людей выезжают организованными группами как беженцы. Таких пропускают без задержек.
В списке запрещенных для ввоза и вывоза товаров, рядом с оружием, бензином и алкоголем, появились новые — продукты питания, лекарства и предметы медицинского назначения.
— Пускают лишь гуманитарку — там незаконно можно перевезти несколько пачек лекарств. Аптеки и магазины на оккупированной территории сейчас пустые. Частично завозят лишь продукты, которые можно доставить из России, — добавляет Наталия Блиндюк. — На таможне очень тщательно проверяют багажники и сумки. Какая-то женщина везла запас инсулина. Ее пропустили только после того, как предоставила справку с мокрой печатью, что болеет диабетом. Она прожила на трассе несколько дней.
У тех, кто выезжает с оккупированной территории, трижды проверяют документы. Информацию о них заносят в электронный реестр. Но он часто не работает из-за перегруженности. Больным и беженцам, по новым правилам СБУ, разрешено покидать оккупированную территорию без документов.
— Кто является инвалидом или предоставит справку или фото разрушенных домов и подтвердит, что хочет выехать с оккупированной территории, выпускают без пропусков и справок, — подтверждает Наталия Блиндюк. — Преимущественно это женщины с детьми. Кому становится плохо на блокпосту или нужна срочная помощь, тоже идут внеочередно.
В Луганске предлагают выехать в Одессу через Россию.
— Билет стоит 1000 гривен. Автобус больше суток в дороге, но не нужно никаких пропусков, документов, ничего, — говорит водитель, который называется Сергеем Петровичем. — Люди едут по продукты, лекарства, одежду. Кто-то — просто на отдых. Автобус бывает не ежедневно, а лишь когда насобираем пассажиров. Вот сегодня должны были выезжать, но не поедем, потому что и наполовину не заполнился.
Комментарии