- На заводах в 2010-ом платили 10 тысяч гривен зарплаты. Это были огромные деньги. Сталевары на работу на такси ездили. А теперь - 3 тысячи, - рассказывает 38-летний Юрий Панчук из Мариуполя Донецкой области.
После начала войны на Донбассе город был под оккупацией боевиков. Его освободили 13 июня позапрошлого года. В Мариуполь перенесли администрацию области. Сегодня это фактическая столица неоккупированной части Донецкой области.
Это - один из самых старых городов региона. Первые поселения на реке Кальмиус появились в XVI в. Город назывался Павловск. В 1778 году стал Мариуполем. Советская власть переименовала в Жданов - в честь коммуниста Андрея Жданова, который родился здесь. В 1990-х название Мариуполь вернули.
Здесь есть порт и заводы-гиганты: металлургический им. Ильича, Азовсталь, тяжелого машиностроения "Азовмаш".
Старые греческие кварталы чередуются с панельными домами и "хрущевками", кривыми улочками частных секторов. В Мариуполе живут полмиллиона человек.
- У нас, честно говоря, ненавидят донецких, - продолжает Панчук. - Потому что когда они зашли сюда, начался ад. Из комбината имени Ильича выперли Бойко (Владимир Бойко 20 лет руководил заводом, был народным депутатом нескольких созывов. Умер в прошлом году - ГПУ), завод перевели на другие рельсы. Порт стоит. Народ зол на всех - на власть, на войну.
Город разделен на четыре района. Широкие центральные проспекты засажены каштанами, соснами и осинами. Есть два государственных университета, три института, две академии. Знания получают более 70 тыс. учеников и студентов.
На военных с автоматами местные уже не обращают внимание. Мариуполь находится в желтой зоне - от окраины до места боевых действий около 30 км. Местные ежедневно слышат отзвук боев близ сел Широкино и Талаковка.
24 января 2015 года боевики обстреляли из "Градов" микрорайон Восточный. Ракеты упали между домами. Погиб 31 человек. Стены на том месте починили и покрасили, асфальт залатали.
- Все хотят мира. Потому что одно, когда тебе в Киеве говорят о войне. Другое - слышать каждую ночь взрывы. Когда ударили по микрорайону, многие выехали, - рассказывает местная Елизавета Туманян, 46 лет. - Здесь жить становится опасно. Самое страшное - не сама бомба, а слухи о ней. Постоянно говорят о вероятных наступлениях, обстрелах, что в порту утопили корабли.
Пятая часть жителей Мариуполя - вынужденные переселенцы.
- Денег на переселенцев государство выделяет мало, недавно отменили часть льгот. Эти люди боятся, что в случае наступления им снова придется убегать, - говорит Валентина Борникова из социальной инициативы "Пролесок".
Вечером 29 июля на центральной площади - Свободы, выступает репер Ярмак. Там собралось до 5 тыс. человек. Большинство - молодежь, много несовершеннолетних. Среди них выделяются ребята в футболках гражданского корпуса "Азов". Таких есть несколько сотен.
- Старшее поколение не принимает Украину. Живут воспоминаниями, как заводы били рекорды, колбаса стоила дешево и квартиры давали. А как пришел капитализм - здесь тяжеловато стало. В 1990-х город самый криминальный в Украине был. Но как-то переломили все это. В 2002-ом даже лучшими в стране стали, - рассказывает сокоординатор гражданского корпуса "Азов". - А молодежь хочет вырваться из этого круга воспоминаний родителей. Жить по-другому.
На маршрутке №111 едем в микрорайон Песчанка. Там самый чистый пляж. Автобус - переделанная грузовая "Газель". Полностью заполнен. Водитель включает громче "Эверест" - песню "Океана Эльзы".
Проезжаем мимо Мариупольского порта. Под кранами грузятся две лодки. Чадят три сухогруза. Между ними патрулирует катер пограничников. Сразу за портом - пляж. Загражден тетраподами (бетонными конструкциями, которые закапывают в песок, чтобы не размывало берег - ГПУ) и колючей проволокой. На пляже они как препятствие для высадки вражеского десанта. Участок охраняют солдаты с пулеметами.
Пляжная зона - это 30 м грязного песка от моря до первых кафе. Есть несколько ветхих мест для переодевания. В воде плавают перья, мусор и водоросли - дает о себе знать близость порта и двух заводов-гигантов. Дальше - хаотическое нагромождение частных домов, в 30-40 м от моря. На конечной остановке несколько человек предлагают жилье. Идем 20 м к красной 3-этажке.
- Когда-то на выходные сюда приезжал весь Донецк. Это 3 часа езды. Сейчас меньше, но есть. Преимущественно женщины с детьми. Мужчин мало. Я не спрашиваю, где они деньги берут. Может, кто-то из них и воюет, - говорит Ирина Сыркина, 34 года. Два нижних этажа дома сдает. За комнату просит 80 грн. Душ и туалет в конце коридора. В комнате - кровать, стол, шкаф и телевизор.














Комментарии