- 7 октября сдала тест на ДНК. Через шесть дней меня вызвали на опознание в Днепропетровск, - рассказывает 49-летняя Елена Болтушенко. Ее сына 30-летнего Андрея, рядового 25-й бригады, с 1 августа считали пропавшим без вести. Его тело нашли волонтеры общественной организации "Союз "Народная память".
30 июля Андрей Болтушенко вместе с 21 военным сопровождал возле райцентра Шахтерск Донецкой области колону с ранеными. Террористы их обстреляли. Все погибли. Военных похоронили в братской могиле местные. Андрей - единственный, у кого в кармане лежал военный билет, мобильный телефон и рисунок дочки 4-летней Богданы.
С матерью военного, его женой 27-летней Анной Болтушенко, родными сестрами 32-летней Светланой Коцюбой и 26-летней Наталией Мищенко встречаемся в кафе в центре Новомосковска на Днепропетровщине. Все женщины с черными повязками на голове. Жена очень худая, с потемневшим лицом, трясется от холода.
- Андрей работал охранником в службе безопасности фирмы "Сет" в Днепропетровске. Параллельно занимался строительством и ремонтами, организовал свою бригаду, - рассказывает жена. - 22 марта позвонил: завтра на восемь утра с вещами в военкомат. Записался добровольцем.
В июле на пять дней приходил в отпуск.
- Перепрыгнул через забор. У него метр восемьдесят рост. А я услышала и думаю: ну, сейчас я дам кому-то, - говорит мать. - Я с ним еще за полчаса до этого поговорила по телефону. Говорит: "Нет, мам, не получается, не приеду". Уговаривала его больше не ехать. А он так на меня глянул, засмеялся и говорит: "А еще что ты мне скажешь?". И все, тема была закрыта. 30 июля прислал последнюю эсэмэску: "Ма, не переживай. У меня все окей".
10 октября волонтеры привезли тела погибших солдат в Днепропетровск.
- Нас вызывали, потому что нашли его документы. Узнать по лицу было невозможно, тело два с половиной месяца лежало в земле. Хотя там были его кроссовки, перчатки. Я сказала, что это - не он. Зубы не его, - всхлипывает мать. - Аня когда-то его сфотографировала, когда он улыбнулся и выставил зубы. Мы с тем фото поехали опять в морг. И так узнали. Еще по татуировке. У него на левом плече был оскал волка. Вокруг узоры синего, зеленого и красного цветов. Татуировку было плохо видно. Нам говорили, что это следы от складок одежды. Я попросила, чтобы кожу протерли. Врач начал тереть и стало видно оскал, зубы и красный рот.
17 октября погибшего похоронили в селе Песчаное Покровского района Днепропетровской области.
- Я все равно ожидаю результатов экспертизы ДНК. Будут готовы в середине ноября, - добавляет Елена Владимировна. - Мне сын снится и говорит: "Вы до Нового года не ставьте за меня свечу". Панихиду отправили, а свечи не ставим.
- Я всегда верила, что он вернется. И сейчас жду. Дочке сказала, что папу Боженька забрал. Что теперь он на тучке, - плачет жена Анна. - Дочка поплакала, тогда сидела и минут 20 не разговаривала. Когда спать ложилась, взяла его портрет и так сильно обняла, что аж стекло прогнулось. А утром шли в садик. Говорит мне: "Я, наверное, возьму палку и попрокалываю все тучки, чтобы папа упал к нам на землю".
- Сын Ростик - во втором классе. После похорон отказался в школе учить русский язык, - рассказывает Наталия, сестра покойного. - Сказал: "Мой Андрей на войне с россиянами умер. Я не буду этот язык учить и даже книгу в руки не возьму".
Процедура бесплатна и безболезненна - мазок из рта
- Чтобы сдать образцы ДНК, надо обратиться в гор- или райотдел милиции по месту жительства с заявлением об исчезновении родственника в зоне АТО. Его занесут в единый реестр досудебных расследований. Потом надо приехать в следственное управление областной милиции, - рассказывает подполковник Оксана Власенко из черниговского экспертно-криминалистического центра при областной милиции.
- Взрослым при себе надо иметь паспорт, детям - свидетельство о рождении. В облуправлении милиции примет следователь. Вынесет два постановления: "Об отборе образцов" и "О назначении молекулярно-генетической экспертизы". С этими постановлениями и в сопровождении следователя идут к Центру для отбора образцов ДНК. Процедура бесплатна и безболезненна - мазок изо рта. За час до нее нельзя есть, курить, жевать жвачку, пить что-то кроме воды. Также нельзя утром чистить зубы, использовать ополаскиватель.
Лучше всего для исследования подходит генетический материал матери или ребенка пропавшего лица.
- Относительно отца есть оговорки. Потому что он может и не быть биологическим. Если родителей и детей нет, подойдут кровные братья или сестры.
Отобранные образцы отправляют в Киев. Их внесет в единую базу МВД. Будут сравнивать с отобранными перед захоронением образцами ДНК неопознанных трупов. База постоянно пополняется.
Валентина ОСТЕРСКАЯ
Комментарии