Знаете ли вы, кто входит в тренерский штаб Йоахима Лёва, наставника сборной Германии — чемпиона мира? А может, вам известные имена помощников Висенте дель Боске, тренера чемпионов Европы, команды Испании? Даже если вы об этих людях узнаете, это не будет иметь никакого значения. Потому что тренер у футбольной команды всегда один. Именно он принимает решение, отвечает за результат и подбирает себе помощников. Если это не так, то тогда это уже не тренер. А кто? Главный тренер.
Немногие помнят, что термин "главный тренер" изобрели в Советском Союзе весной 1982 года. Тогда на помощь Константину Бескову, старшему тренеру — это у нас тогда так называлось — сборной СССР и московского "Спартака" отправили Валерия Лобановского и Нодара Ахалкаци, которые возглавляли киевское и тбилисское "Динамо". Понятно, что просто "тренерами" этих уважаемых специалистов назвать нельзя было. Поэтому их тогда назвали "старшими тренерами", а Бесков стал "главным".
Эксперимент закончился неудачей. Игроки той сборной до сих пор с ужасом рассказывают о беспорядке, который царил в сборной при наличии трех амбициозных тренеров с собственными взглядами на футбол. Это не позволило сборной СССР выйти в полуфинал Кубка мира. Зато после этого все наши "старшие тренеры" мгновенно стали "главными", что ничего в принципе не изменило. Потому что в действительности тренер — всегда один, именно поэтому за рубежом его называют просто "коуч" без какой-либо приставки.
Об этом стоит вспомнить перед тем, как обсуждать будущее представление тренерского штаба сборной Украины. До сих пор тренером сборной был Михаил Фоменко и подтверждение его полномочий должно было бы автоматически означать право на свое усмотрение подбирать себе ассистентов. Без всяких "представлений", потому что это — сугубо рабочий момент и внутреннее дело команды.
Мне неизвестны мотивы отдельного "представления" помощников Михаила Фоменко в сборной Украины. Он является первым лицом, которое принимает решение. Можно называть его "главным", "генеральным" или еще как-то. Суть от этого не изменится. Если же что-то будет не так, то стоит вспомнить опыт 1982 года. Тогда сборная СССР, потенциально одна из самой сильной команды мира, стала тем, о чем так не любят вспоминать участники того неудачного эксперимента.
Комментарии