ФИФА – в ожидании самых непредсказуемых выборов своего президента за последние десятилетия. 26 февраля 209 национальных федераций должны определиться, кто станет главой организации с миллиардными оборотами. У выборов есть два фаворита – шансы европейца Джанни Инфантино и шейха Салмана расцениваются как равные. Если два кандидата войдут в жесткий клинч, ФИФА ждут еще более темные времена.
Расстановка перед боем
26 февраля будет тяжелым днем. Регламент выборов предполагает несколько туров. Для победы в первом надо набрать как минимум 2/3 голосов. Если никто из кандидатов не добьется такого преимущества, во втором туре надо набрать уже более 50%. Если и этого не произойдет, будет назначен следующий тур, но в каждом из них слабейший кандидат будет отсеиваться.
В выборах ФИФА участвуют 5 кандидатов. Двое из них – Жером Шампань и Токио Севале – явные статисты или запасные на случай форс-мажора с основными кандидатами. Принц Иордании Али бин Аль-Хусейн, который уже зарубился с Блаттером на прошлых выборах, – фигура, которая уступила место более сильным игрокам. На победу претендуют генсек УЕФА Джанни Инфантино, которому пришлось включиться в гонку из-за дисквалификации его босса Мишеля Платини, и президент Азиатской конфедерации футбола шейх Салман бин Ибрагим Аль-Халифа. Преимущество шейха над Инфантино расценивается всего в несколько голосов. А среди представителей 209 национальных федераций много сомнительных персон. Это значит, что победу любого из кандидатов можно будет оспорить подозрениями в коррупции. Этот прием в последние годы самый действенный, когда речь идет о борьбе в кулуарах ФИФА.
Европа против Азии
На стороне Инфантино – Европа и Латинская Америка. То есть те страны, футбол в которых находится на самом высоком уровне. Их сборные выигрывают Кубки мира, кубки конфедераций и клубные мировые первенства. Их звезды обеспечивают зрительский интерес турнирам, благодаря им футбольный Кубок мира – самое дорогое телевизионное зрелище планеты. В этих странах – лучшие футбольные технологии, лучшие тренерские методики, лучшие академии, самые богатые клубы и наиболее коммерчески успешные турниры: Лига чемпионов УЕФА, АПЛ, Бундеслига, Примера и т.д.
После того, как нас с Платини отстранили, мы спросили друг друга: за что? - Блаттер
На стороне шейха Салмана – Азия. Регион, который в последние годы питает в том числе и европейский футбол деньгами. Арабские деньги обеспечили серию мощных взрывов на трансферном рынке Европы. И агрессивную политику скупки звезд в этом году поддержал Китай. Шейхам принадлежит часть самых богатых европейских клубов. Азиатские компании, такие как "Эмирейтс" или "Самсунг", являются мощнейшими спонсорами, которые вливают сотни миллионов долларов в год в европейский футбол.
Когда-то эти две силы должны были столкнуться друг с другом. У Европы – 54 голоса. У Южной Америки – 10 голосов. У Центральной Америки – еще 17. Это то, на что может рассчитывать Инфантино. У Азии – 47 голосов. У Африки – 56. Это актив шейха Салмана. Парадокс, но спор двух главных сил мирового футбола будут решать Океания, Карибский бассейн и африканские государства. Те, кто находится на обочине мирового футбола.
Самое плохое
Победа с минимальным перевесом одного из кандидатов – это самое плохое, что может произойти на выборах ФИФА. В последние годы в Международной федерации футбола бушует война компроматов, любой из ее снарядов может попасть в голосовавших делегатов, и тогда легитимность выбранного президента ФИФА окажется под сомнением. Отстранить нового главу ФИФА и инициировать досрочные выборы при таком повороте – дело юридической техники. Зепп Блаттер в этом уже убедился.
От такого конфликта недалеко и до полноценного раскола ФИФА и возникновения альтернативной Мировой футбольной федерации. Наиболее успешные сборные вполне могут выйти из Кубка мира и позволить себе разыгрывать свое первенство планеты. И тогда появятся чемпионы мира по разным версиям, как это происходило в шахматах.
И в Цюрихе, и в Бахрейне понимают эту опасность. Поэтому в последнее время все громче говорили о возможном альянсе шейха Салмана и Инфантино. Что существует план, при котором генсек УЕФА снимается с выборов в обмен на должность генсека ФИФА и статус второго человека в этой организации. На днях Джанни Инфантино опроверг слухи, что такая договоренность существует. Это значит, что стороны еще до конца не определились с тактикой борьбы и не до конца подсчитали свои голоса.
Комментарии