Дьявол кроется в деталях. И, пожалуй, чаще всего это высказывание применимо к тому, что происходит в парламенте. Так, вслед за маленькой, но скандальной, поправкой, попавшей в закон о бюджете, "сюрприз" получили и чиновники. Он спрятан в принятом Верховной Радой еще 10 декабря и подписанном президентом как раз накануне Нового года законе "О государственной службе". "С мая все чиновники начнут говорить на украинском?" - спрашивает обозреватель сайта "Главком" Екатерина Пешко в статье "Языковая бомба".
Незначительное на первый взгляд изменение, появившееся в последний момент перед принятием документа, касается одной из самых болезненных проблем Украины - языкового вопроса.

В проекте закона, зарегистрированном еще 30 марта прошлого года, было прописано, что государственный служащий обязан, среди прочего, "пользоваться государственным и региональным языком (языками) или языком национальных меньшинств при исполнении своих должностных обязанностей". Ко второму чтению этот момент претерпел некоторые изменения и вошел в обязанности госслужащего в проекте закона в таком виде:
5) обязательно использовать государственный язык при выполнении своих должностных обязанностей, не допускать дискриминацию государственного языка и противодействовать возможным способам ее дискриминации;
6) использовать региональный язык и/или язык национальных меньшинств, определенный в соответствии с законом и в контексте Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств в пределах и случаях, определенных законом.
Однако в итоговом варианте любое упоминание об использовании региональных языков и языков нацменьшинств было удалено, осталось только обязательное использование государственного языка госчиновниками при исполнении должностных обязанностей.
Причиной изменения стала "ссылка" в этом вопросе на скандальный "языковой" закон Кивалова-Колесниченко. В результате принятия в 2012 году этого документа русский язык стал пользоваться защитой как региональный на тех территориях Украины, где количество его носителей превысило 10%, а это ни много - ни мало 13 из 27 административно-территориальных единиц первого уровня.
Уже в феврале 2014-го, после смены власти, ВР проголосовала за отмену закона, что вызвало возмущение органов местного самоуправления в регионах, воспользовались предоставленными возможностями, которые открылись с принятием закона. На тот момент и.о. президента Украины Александр Турчинов заявил, что не подпишет решение ВР об отмене этого закона до тех пор, пока не будет принят новый. Новый же, как известно, на повестке дня у парламентариев пока не стоит.
Но привязка к закону Кивалова-Колесниченко спровоцировала попытку завалить закон "О госслужбе" в целом.
"Это нормальная формула, когда госслужащий может, когда нужно, использовать региональный язык, - отметил в комментарии эксперт инициативы "Реанимационный пакет реформ", которая участвовала в разработке документа, Николай Выговский. - Но когда голосовался закон 10 декабря, была попытка раскачать ситуацию с языками и таким образом завалить принятие законопроекта. Аргумент его оппонентов заключался в том, что идет ссылка на закон о языках - а он у нас один, принятый предыдущей Верховной Радой закон Кивалова-Колесниченко. Но дело в том, что ВР даже не поднимала вопрос закона о языках. Силы, которые выражали недовольство по этому пункту в законопроекте "О госслужбе", не предлагали при этом ни новый закон написать, ни старый доработать".
По словам эксперта, была просто политическая попытка завалить закон, и поэтому в последний момент, чтобы не возникло проблем, чтобы не потерять голоса, было решено все выписать так, как и сейчас. "Честно говоря, это был компромисс, мы спасали законопроект", - признался эксперт.
В итоге подписанный 31 декабря Петром Порошенко вариант, по сути, нивелировал принятый в 2012 году закон "Об основах государственной языковой политики".
Из документа, как известно, получается, что чиновники будут назначаться на должности на конкурсной основе.
Конкурсные комиссии будут формироваться по-разному - в зависимости от определенных законом категорий. Так, категорию "А" (высший корпус государственной службы) будет выбирать специально созданная комиссия по вопросам формирования высшего корпуса госслужбы. Для категории "Б" (руководители подразделений) комиссия формируется руководителем госслужбы государственного органа высшего уровня. Прием категории "В" (другие должности) - создание комиссии и принятие решения - полностью решается в конкретном заведении.
К работе конкурсной комиссии могут быть привлечены государственные служащие, в том числе, из других государственных органов, ученые и эксперты в соответствующей сфере, а также представитель избирательного органа первичной профсоюзной организации (при наличии).
Отбор происходит с учетом уровня профессиональной компетентности, личных качеств и достижений кандидатов. Порядок проведения конкурса на госдолжности, который утверждается Кабинетом министров, предусматривает среди прочего проведения тестирования, собеседования, другие виды оценки кандидатов на занятие вакантных должностей госслужбы. И, по закону, чиновникам придется сдавать своего рода экзамен на знание и владение украинским языком. Каким именно образом это будет происходить, пока неизвестно.
Закон вступает в силу с 1 мая 2016 года. И необходимые для его работы нормативно-правовые акты еще в разработке - принятие и вступление ряда из них Кабмину только предстоит подготовить к этому времени. Также в шестимесячный срок со дня вступления закона в силу правительство должно утвердить порядок аттестации относительно свободного владения государственным языком для тех, кто претендует на госдолжности.
"Мы как раз в стадии разработки подзаконных нормативно-правовых актов. И процедуры по конкурсам как раз, собственно, нарабатываются, - рассказал Николай Выговский. - Как будет проходить проверка знания государственного языка на практике, сейчас я сказать не могу. Но до мая, а то и к весне мы планируем разработать все процедуры".
Не секрет, что украинским языком сегодня в полной мере обладают далеко не все украинские чиновники. Более того, законы нарушаются даже в правительстве, заседания которого не всегда ведутся на государственном языке. Так, русский вместо украинского даже при выполнении своих непосредственных обязанностей предпочитают не только министры-"варяги" (в тройке - Айварас Абромавичус, Александр Квиташвили, Наталья Яресько - украинским на достаточном уровне для общения обладает только последняя), но и глава МВД Арсен Аваков.
Однако русскоязычным чиновникам (а также ряду иностранцев на руководящих должностях в Украине) беспокоиться не о чем. На них, так же как и на президента, главу АП, секретаря СНБО, их заместителей, служащих Нацбанка, должностных лиц местного самоуправления, депутатов, лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов и т.д., действие закона "О госслужбе" не распространяется. Зато распространяется на наиболее широкий круг чиновников - госслужащих секретариата Кабмина, министерств и других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, органов прокуратуры, органов военного управления, иностранных дипломатических учреждений Украины и других госорганов.
Однако до мая - вступление в силу закона "О госслужбе" - как предполагается, он может еще претерпеть некоторые изменения.
"Мы, конечно, за то, чтобы все госслужащие пользовались государственным языком, но в случаях, когда они работают в местах компактного проживания национальных меньшинств, есть логика в использовании региональных языков", - отметил Николай Выговский.
По его словам, до 1 мая будут попытки разработать новый закон о языках, внести поправку в закон "О госслужбе" и вернуться к предыдущему варианту: с обязательным использованием государственного языка при исполнении госслужащими должностных обязанностей и использованием регионального языка и языка нацменьшинств по закону.
Комментарии
5