Ексклюзивы
четверг, 12 мая 2016 15:34

Ушел Касько, Сакварелидзе. Я на очереди - Сергей Горбатюк
8

О реформе прокуратуры, майдановских делах, давлении руководства рассказал в интервью Gazeta.ua начальник управления специальных расследований Генеральной прокуратуры Сергей Горбатюк.

- Есть следователи, прокуроры, честно исполняющие свои обязанности. Они пытаются что-то делать. Повальная критика, что вся прокуратура - плохая и всех надо разогнать, несправедлива по отношению к этим работникам. Это не способствует желанию таких людей продолжать трудиться и не защищает их, - говорит 42-летний Сергей Горбатюк.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  Горбатюк: "У генпрокурора с опытом работы больше шансов и возможностей сломать систему".
Горбатюк: "У генпрокурора с опытом работы больше шансов и возможностей сломать систему".

Встречаемся 5 мая в его кабинете в Главном следственном управлении Генпрокуратуры на столичной ул. Борисоглебской, 18. На входе проходим через рамку металлоискателя. Горбатюк опаздывает на полчаса.

На сайте президента внесли предложение назначить вас генеральным прокурором. Петицию подписали почти 11 тысяч человек из 25 тысяч нужных. Вам предлагали возглавить эту структуру?
- Предложений от тех, кто решает это, не поступало.

Согласились бы?
- Согласился бы, потому что хочу что-то изменить. Однако со вступлением в силу закона Украины "О прокуратуре" появились нюансы.

Свыше месяца в стране нет генерального прокурора. Дискутируют относительно назначения человека не из системы. Почему не ищут работника среди прокуроров?
- В обществе доверие к прокуратуре на крайне низком уровне и изменения необходимы. 25 лет власть хочет, чтобы генпрокурор был зависимым. До сих пор люди из системы ничего не изменили к лучшему. Часто - из-за влияния политических сил на их назначение. Поэтому идея взять человека без прокурорского опыта имеет право на жизнь.

Много полномочий у прокуратуры забрали. Но и без них и следствия, которое перейдет к Государственному бюро расследований, она остается основным правоохранительным органом в борьбе с преступностью, расследовании криминальных осуществлений. Именно прокурор решает, достаточно ли доказательств для подозрений, передавать ли обвинительный акт в суд или закрывать осуществление. Без согласования с прокурором проведение большинства следственных действий невозможно. И Служба безопасности, и Министерство внутренних дел, и ГБР, налоговая милиция шага без прокурора сделать не могут в криминальном процессе. Поэтому этот орган очень важен. Многим хотелось влиять на его работу.

Кому ломать систему будет проще - человеку, знающему ее изнутри, или тому, кто никогда не был прокурором?
- Кому-либо сделать это будет трудно. Полномочия генпрокурора урезали. Но у человека с опытом работы в системе больше шансов и возможностей. Генпрокурор должен быть независимым. Так сможет обеспечить надзор за исполнением законов. Он должен быть буфером, чтобы никакие политические силы не влияли на работников прокуратуры. Это может обеспечить и кто-то со стороны - независимый, честный, принципиальный, порядочный.

Но, чтобы сломать систему, качественно изменить ее, нужно иметь юридическое образование и соответствующий опыт работы. Если допустить, что генпрокурор - независимый порядочный человек не из системы, то рядом должен быть кто-то с опытом работы в прокуратуре.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  Сергей Горбатюк: "Суды затягивают разбирательства дел. Возможно, специально".
Сергей Горбатюк: "Суды затягивают разбирательства дел. Возможно, специально".

Это слова Юрия Луценко, бывшего министра внутренних дел и нынешнего руководителя парламентской фракции "Блок Петра Порошенко". Если его назначат генпрокурором, то хочет иметь заместителя из системы, говорил. Но тогда пусть такой работник становится руководителем, а не заместителем.
- Генпрокурор не из системы должен быть настолько сильным, чтобы отстаивать независимость прокуратуры. Но в то же время добиться качественной работы прокуратуры. Это его основная функция. Оценивать Луценко, как и других кандидатов, на должность генпрокурора сложно. Оценивать нужно план действий и возможности для его выполнения.

Но как этот человек может быть независимым, если Верховной Раде его предлагает президент?
- Президент - гарант Конституции. Если хочет выполнять свое основное задание, то на этом посту ему нужен независимый генпрокурор. Как это написано в Основном законе.

Для назначения на руководящие должности в государственных и правоохранительных органах не должно быть критерия "я ему доверяю". Что значит - доверяю? Для выполнения каких заданий доверяю? Должно быть так: беру заместителя, потому что знаю, он - профессиональный, подготовленный, порядочный человек. Имеет свою позицию.

Почему не хотят назначать генпрокурора по конкурсу, как председателя Национального антикоррупционного бюро?
- Ничего не мешает президенту подать на рассмотрение в Верховную Раду нескольких кандидатов. Кого-то может предложить парламент, кого-то - общественность. Дать возможность каждому претенденту выступить, обсудить их программы. Этого закон не запрещает. После обсуждения могли бы определиться с кандидатом. Даже не принимая закона о конкурсе на эту должность.

Пока что это происходит за закрытыми дверями.

Почему генпрокурору будет работать тяжелее, чем Шокину или Яреме?
- В соответствии с законом о прокуратуре, с 15 апреля вступили в силу нормы, регулирующие деятельность прокурорского самоуправления. Большинство функций руководителя - назначение заместителей, прокуроров областей, отдельных структурных подразделений, принятие на работу переходят к Совету прокуроров и Квалификационно-дисциплинарной комиссии. У генерального прокурора реальных полномочий, чтобы быстро и качественно влиять на реформирование и очистку системы, теперь маловато.

Существует опасность, что генпрокурор, которого не будет поддерживать КДК, не сможет проводить реформы. Решение большинства проблем комиссия будет затягивать. Можно посмотреть, как работает КДК у суддей. Там огромный штат секретариата. Судей в разы меньше, а обращения рассматривают от полгода.

Что делали бы вы с такими полномочиями?
- В ведомстве нужно ввести прозрачные и понятные правила игры. Достойный социальный пакет, надлежащие условия труда, систему поощрений - с одной стороны. И высокие квалификационные требования и жесткую ответственность за качество работы и соблюдение закона. Отсутствие любого влияния со стороны. Кто готов работать в таких условиях - пусть работает. Кто нет - может увольняться. Исключений никому не делаем.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  Горбатюк: "При неудачном реформировании прикрываются аргументом "Европа требует".
Горбатюк: "При неудачном реформировании прикрываются аргументом "Европа требует".

В конце апреля прокурор Генпрокуратуры Владислав Куценко заявил - к вашей работе есть замечания. Это касается расследования дела относительно Елены Лукаш - министра юстиции времен Януковича, бывших нардепов-"регионалов" Александра Ефремова, Юрия Иванющенко. Чем это объяснить? Вас хотят вытеснить из Генпрокуратуры?
- Думаю, да. Чтобы получить больше влияния на осуществления, расследуемые нами. Эти голословные выступления являются продолжением давления на меня и управления.

Когда пришел на эту работу, считал, что должен обеспечить независимость следователей. То есть, быть буфером, на котором будут заканчиваться незаконные указания. Или не совсем законные. Или какое-либо другое влияние на следователей.

Первые попытки давления на меня были еще в августе прошлого года. Мы расследовали резонансные дела. Относительно нас начали параллельное расследование. Занималось этим управление, которое должно было бы помогать нам, - выявлять преднамеренное противодействие расследованию преступлений во время Майдана. Недостатки есть в работе каждого. Но не знаю случая, чтобы наши следователи навредили делу. Спрашивал и у Юрия Столярчука (заместитель генпрокурора. - Gazeta.ua) и у Виктора Шокина (бывший генеральный прокурор. - Gazeta.ua) - в чем нас подозревают. Когда подозреваете в чем-то, то как мы можем работать дальше? Если есть за что, то, вероятно, стоит отстранить от работы. Но если вы даже не можете объяснить, в чем правонарушение, то не трогайте нас. Потому что это влияет на работу. Столярчук тогда сказал: "Не переживайте. Это все недоразумение. Работайте". Но с начала года этот процесс активизировался.

В какие дела пытались вмешаться?
- Фамилий называть не могу, потому что дела - "живые". Расследование по них продолжается. Одно - это завладение землями Сухолучья (охотничьи угодья экс-президента Виктора Януковича. Расположены на берегу Киевского моря близ села Сухолучье, в 30 км от Межегорья. Их площадь - 17,5 га, стоимость - свыше 22 млн грн, по информации Генпрокуратуры. 30 сентября 2015 года суд вернул эти земли в государственную собственность. - Gazeta.ua). Другое - незаконное возмещение около 3 млрд грн налога на добавленную стоимость Александру Клименко (в декабре позапрошлого года ГПУ обвинила экс-руководителя Министерства доходов и сборов и его бывших подчиненных в присвоении 3 млрд грн из госбюджета. Деньги безосновательно перечислили в виде возмещения с НДС трем компаниям: "Мегатерий", "Газинновация" и "Эксимтех" в 2012-2013 годах. - Gazeta.ua). Были замечания, чтобы не привлекать определенных лиц к ответственности. Мы настояли, и на основании собранных доказательств сообщили о подозрениях. Были и иные случаи. После этого начались попытки отстранить меня от должности.

Сначала было нелогичное предложение поехать областным прокурором во Львов. Когда отказался, сказали: "Все равно работать на этом посту не будете. Идите по-хорошему на повышение". А потом было совещание относительно непонятных расследований по нас. Там общими фразами стали рассказывать, что в нашем отделе все плохо. Но назовите конкретные недостатки - и мы их устраним. Если не справимся, тогда можно говорить о замене.

Забрасывают, что общество ждет результатов относительно Александра Ефремова. Дело о принятии "законов 16 января" в октябре 2015 года направили в суд. Как следователи, мы свою функцию выполнили. Но суд несвоевременно назначил заседание. Поэтому всплыл срок действия меры пресечения. Дальше начали затягивать рассмотрение дела. Под надуманными причинами возвращали обвинительный акт. Прокуроры подавали апелляцию и выиграли ее. Но снова идет затягивание. До сих пор не состоялось заседание, на котором прокурор мог бы внести ходатайство об избрании Ефремову меры пресечения. Из-за этого никаких ограничений для его передвижения нет. Остались только свыше 3 миллионов гривен залога.

Подобное затягивание в судах есть и по другим делам. Можно допустить, что это делают преднамеренно.

Безосновательные упреки и в осуществлениях относительно Лукаш и Иванющенко.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  Сергей Горбатюк: "25 лет власть хочет, чтобы генпрокурор был зависим".
Сергей Горбатюк: "25 лет власть хочет, чтобы генпрокурор был зависим".

Какой должна быть реформа прокуратуры?
- Почему-то говорят об одном критерии - коррупционер или нет. И забывают о вопросе профессиональной подготовки прокуроров. Действенной должна быть как система наказаний, так и поощрений.

Сколько времени нужно для очистки прокуратуры?
- Как с нынешними полномочиями генпрокурору проводить реформу, пока что неизвестно. С предыдущими полномочиями генпрокурора - три-четыре месяца для начала существенных сдвигов. Если есть понимание, желание, полномочия и поддержка. Донести правила игры до всех. Объяснить, что будет так и не иначе. Тогда основная масса поймет - нужно стараться. В то же время нужно жестко реагировать на нарушения.

Изменения в прокуратуре должны поддержать президент и Верховная Рада. Если нет - все превратится в борьбу на словах.

Двух последних генпрокуроров - Ярему и Шокина, рекомендовал Петр Порошенко. Оба назначения были неудачными. Почему? Возможно, президент просто не хочет реформировать прокуратуру и иметь независимого ее руководителя?
- Были попытки что-то делать. Но не имели комплексного подхода. Когда Ярема занимал должность генпрокурора, Верховная Рада приняла закон "О прокуратуре". Ликвидировали общий контроль за соблюдением законов. Об этом говорят как о позитивном явлении. Мол, избавились от рудимента советской системы. Это - подмена понятий. Как по мне, это - не реформирование. От советской системы общего контроля мало что осталось. При советской власти следили почти за всеми. У нас проверяли, как придерживаются законодательства контролирующие структуры: сельсоветы, горсоветы, санэпидемстанции. Общий контроль ликвидировали. А зато ничего не создали. Ранее человек мог обратиться в прокуратуру из-за неправомерного штрафа. Теперь же предлагают жаловаться или высшему руководству, или в суд.

Объясняют, что это - требование Евросоюза. Я был на встрече с представителями ЕС. Одной из основных реформ является ликвидация общего контроля. Но что вместо этого - интересуются они? А вместо этого ничего.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  Горбатюк: "Изменения в прокуратуре должны поддержать президент и Верховная Рада. Если нет - все превратится в борьбу на словах".
Горбатюк: "Изменения в прокуратуре должны поддержать президент и Верховная Рада. Если нет - все превратится в борьбу на словах".

Что еще сделали за два года?
- Реформировали подбор кадров в нижних слоях прокуратуры. Отчитываются: ликвидировали должности первых заместителей во всех подразделениях областей. Это почти 300 должностей. На самом же деле людей просто перевели в заместители.

Еще одно: прокуратура была в каждом районе, теперь сделали одну на пять-шесть районов. Понимаю, если бы изменения внесли во время административно-территориальной реформы. А так привязки ни к чему нет. На месте бывших прокуратур работают отделы. В чем реформа? Отчитались: было условно 500, стало 100 прокуратур. А по факту ничего не изменилось. Теперь прикрываются аргументом "Европа требует".

Что еще беспокоит?
- После принятия закона о Национальном антикоррупционном бюро, следственные прокуратуры потеряли полномочия относительно расследования коррупционных и экономических осуществлений. Мы инициировали внесение изменений. Потому что не могли расследовать дела относительно высокопоставленных должностных лиц. Из-за этого полтора месяца следствие стояло. Из ситуации должны были бы сделать выводы. Но - нет. Принимают закон о ДБР, что с 1 марта, то есть уже третий месяц, ставят под сомнение полномочия следователей прокуратуры. Работу после 1 марта может признать недействительной. Это случайно или преднамеренно?

Кому это нужно?
- Наверное, тем, кто принимает такие законы, кто их подписывает.

Отныне у нас - структуры прокурорского самоуправления: Квалификационно-дисциплинарная комиссия и Совет прокуроров. Они будут отвечать за кадровые перестановки в ведомстве. КДК будет принимать на работу рядовых работников, а Совет будет рекомендовать генпрокурору, кого назначать на руководящие должности. Была потребность в таких органах?
- Есть потребность в органах прокурорского самоуправления, которые защищали бы работников. Часто судьбы тех, кто не выполнял незаконных указаний руководства, решали очень быстро. Не в их пользу. Или увольняли, или проводили реорганизацию в соответствии с надуманными основаниями. Например, в Главном следственном управлении с 2004 года провели 16 реорганизаций. Есть Главное следственное управление - меняет название на Главное управление по расследованию особенно важных дел. Всех выводят за штат. Дают писать рапорт на переназначение тем, кто удовлетворяет руководство. А неугодным - ищите работу. Они вынуждены переходить в другое подразделение или увольняться.

То есть, пользы от этих органов не будет?
- Идея защитить прокуроров - позитивная. Но на деле превращается в новые проблемы.

Законопроект подготовили еще во времена Януковича, когда говорили о подписании соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Там были пункты о КДК и Совете прокуроров. Этого требовали европейцы. У них такие органы есть. Говорили, что у нас прокуратура не является независимой. Работники часто поддаются влиянию со стороны руководства. А на генпрокурора влияют рулевые государства. Комиссия и Совет прокуроров должны были защищать от этого.

Вы вели майдановские дела и дело о событиях 2 мая в Одессе. Они заморожены? Кто-то вмешивался?
- Расследование продолжается. Дело о неподобающей работе правоохранителей в Одессе 2 мая 2014-го нашему управлению передали в прошлом году. Так решило руководство - хотя это не входит в наши задания. Мы завершили расследование относительно бывшего начальника Одесской областной милиции, его заместителя объявили в розыск.

Я писал рапорты Шокину, Столярчуку, что нельзя расследовать дела по Одессе отдельно. МВД расследовало сами события. Сейчас изучаем осуществление по массовым беспорядкам - чтобы решить, как скоординировать расследование. Возможно, объединить эти осуществления. Но как мы их заберем, если не хватает следователей на дела Майдана и высокопоставленных должностных лиц? Проверяем, не было ли координации правоохранителей с титушками. Отрабатываем возможное влияние российских спецслужб.

А как дело Майдана?
- Расследуем. Руководство всегда говорит, что это - дело номер один. Но если судить по отношению к нему, то впечатление такое, что оно никому не нужно. Да, мы год просили расширить штат. Увеличили только в декабре, и то на 34 сотрудника. Потому что семьи героев Небесной сотни на годовщину выдвинули такое требование. Не хватает техники. Этого до сих пор не решили. Не хватает кабинетов для следователей. Опять: "Ссделаем, сделаем" - и ничего не делается. После увеличения штата уже пять месяцев так. Штат Генпрокуратуры уменьшился. Поэтому помещение и техника должны освобождаться. Однако ничего не меняется. Но создали Департамент расследования преступлений против собственности и государственной службы. Для них в течение недели нашли и помещение, и технику. Значит, есть. Вопрос в том, что важнее.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  Горбатюк: "Ничто не мешает президенту подать на обсуждение Верховной Рады нескольких кандидатов в генпрокуроры".
Горбатюк: "Ничто не мешает президенту подать на обсуждение Верховной Рады нескольких кандидатов в генпрокуроры".

Почему так трудно продвигается расследование?
- Криминальные осуществления завершаем и отправляем в суд. Почти еженедельно идет очередной обвинительный акт. Подозрения получили 32 высокопоставленных должностных лица, 79 работников органов внутренних дел, пятеро прокуроров, двое судей, 23 гражданских лица, так называемые титушки. В суд направили 31 обвинительный акт относительно 53 человек. Уже есть семь приговоров. Также в суде обвинительные акты относительно пяти "беркутовцев", которых подозревают в причастности к расстрелам 20 февраля 2014 года по ул. Институтской. По этому эпизоду разыскивают еще 26 человек, пять из которых - высокопоставленные должностные лица.

Как изменились настроения людей за последние два года?
- Чувствуется неудовлетворение. Потому что отсутствуют перемены к лучшему, особенно в правоохранительной системе. На фоне постоянных разговоров о борьбе с коррупцией, реформировании правоохранительной системы есть ощущение, что качественных изменений нет. Есть высказывание: настоящий патриотизм - это честное и самоотверженное исполнение обязанностей на своем рабочем месте. Если бы каждый из государственных чиновников придерживался этого принципа - это была бы самая лучшая реформа.

Чего ждать от общества и власти до конца года?
- Если события будут развиваться, как сейчас, то перемен к лучшему не будет. Постепенно выдавливают тех, кто пытается противопоставить себя системе. Из генпрокуратуры ушли Касько, Сакварелидзе. Я - на очереди. У каждого есть недостатки. Их нет только у тех, кто не работает. Но хуже всего, что работники системы видят: выдвинешься - получишь по шапке. Еще и подозрение дадут вдогонку.

Парламент или президент могут изменить ситуацию?
- Конечно, потому что имеют полномочия. Но пока что вижу противоположное.

То есть?
- Ничего не изменяется.

Вы вспоминали бывших заместителей генпрокурора - Сакварелидзе и Касько. Первый говорит, что пойдет в политику. Второй занимается общественной работой. Вы не думали трудоустраиваться там, где спокойнее?
- Появляется усталость, когда смотришь на все это. Бьешься, борешься, а тебя еще и крайним делают. Конечно, здесь мало приятного. Взамен, чтобы нормально организовывать работу, много времени трачу на глупости. Объективные препятствия, возникающие в расследованиях, - не проблема. Здесь не собрали доказательств - в другом месте соберем. Самые большие проблемы возникают с руководством.

Идти не собираюсь, но кто знает. Может, доведут до ручки. Без поддержки общественности я не справлюсь.
На конференциях прокуроры голосовали против меня как председатели президиума. А в коридорах подходили и благодарили за позицию. Люди звонят - тоже поддерживают. 18 февраля на улице Институтской давал интервью. Подошел дяденька и говорит: "Благодарю за труд". Ради этого стоит работать.

Сейчас вы читаете новость «Ушел Касько, Сакварелидзе. Я на очереди - Сергей Горбатюк». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть