вторник, 02 августа 2016 06:30

"Виктор Андреевич считает, что все — предатели"

 

— Мне грех жаловаться на судьбу. Если бы не ушел с должности главы Секретариата президента (в сентябре 2006-го. — ГПУ), то был бы заместителем министра. Потом — министром. Дальше стал бы депутатом. Да я бы сдох от этого, — говорит 58-летний Олег Рыбачук, бывший вице-премьер и руководитель Секретариата президента Ющенко.

Он — в сером пиджаке, белой рубашке и джинсах. Встречает в офисе на ул. Михаила Омеляновича-Павленко в Киеве. Приглашает в небольшую комнату. В окно видно ярко разрисованные мусорные баки во дворе. Угощает кофе и конфетами.

После успешной карьеры в банковской сфере вы пошли в политику. Для чего?

— Я не хотел идти в политику. Но с 1993-го работал в связке с Виктором Ющенко (президент Украины в 2005–2010 годах. — ГПУ). Он был главой Национального банка. Потом стал премьером. Я сформировал его политический кабинет. Когда он ушел в отставку с должности главы правительства (май 2001-го. — ГПУ), я начал работать вице-президентом Черноморского банка торговли и развития в Греции. Но политика вернула в Украину. Виктор Андреевич впал в спячку. Никто его не мог из этого состояния вывести. Я пришел и руководил офисом Ющенко. То, что называется политическим кабинетом. Потом стал депутатом Верховной Рады. Тогда начал готовить президентскую кампанию Виктора Андреевича.

В чем он мог дать слабину как человек?

— Ему очень трудно было согласиться на жесткий график работы. Не хотел и не любил принимать решения. И достаточно часто было такое, что все верещат: если он не займет какую-то позицию, то наступит конец света. А он уклонялся от решения — и выигрывал. Спокойно мог отменить важные встречи и где-то зависнуть.

Какая его наибольшая ошибка?

— Эта ошибка имеет фамилию. Тимошенко. Это с точки зрения Ющенко. С моей точки зрения — категорическое нежелание формировать команду. Мне говорили, что они похожи с Биллом Клинтоном (президент США с 1993 по 2001 год. — ГПУ). Но Клинтон часами работал со своей командой. Ющенко никогда этого не делал. Когда разговаривали один на один, то мог слушать и молчать. Если молчит — значит, не будет это делать. Был период, когда требовал подготовить график его работы на год. Мы подготовили, и он сознательно сломал его через неделю. Потому что это были обязательства.

У Виктора Андреевича — трагическая судьба. Из всех украинских президентов его общество воспринимает хуже всего. Хотя имел чрезвычайные возможности. И украинцы, и весь мир возлагали на него огромные надежды.

Вы с ним дружили?

— По-настоящему семьями не дружили. Конечно, я знал его детей. Но слово дружба здесь не подходит. Я с ним на "вы" до сих пор. Порошенко или Третьяковы на "ты" демонстративно переходили. Это люди, которые познакомились с ним после меня. Ющенко для меня был "вы". И я эту дистанцию всегда держал. Я единственный работал с ним те 10 лет. Но это исключало отдых, общие сауны. Я ни разу не топтал Говерлу. И не был у Хоружевке (село в Сумской области, родина Виктора Ющенко. — ГПУ).

Тогда писали: "Во времена премьерства Ющенко контактировал с политиками и бизнесменами через Рыбачука". Почему именно через вас?

— По-другому сказал один американский политик: если хочешь знать, о чем думает Ющенко, спроси Рыбачука. На этом формировалась внешняя политика и восприятие Виктора Андреевича. Его обязательства я считал своими.

Решение уйти с руководителя Секретиариата президента было моим. С Виктором Андреевичем у нас было принципиальное расхождение относительно коррупции. На то время Государственное управление делами работало, как в сказке "Кот в сапогах". Чьи поля? Карабаса Барабаса. Еду по Крыму — Карабаса Барабаса-президента. Тут озера с форелью для Карабаса Барабаса, здесь — леса, заповедники, спиртозаводы. Я решил это уничтожить. И мой президент стал не на мою сторону.

Понял, что он не хочет менять систему. У меня был выбор: подстроиться под эту модель или выйти из нее. Я вышел.

Общаетесь сейчас с Ющенко?

— Нет. Виктор Андреевич относится к людям, которые не могут представить, что от него может кто-то уйти. В то же время считает, что все — предатели.

Кто из пяти президентов принес стране больше всего зла?

— Янукович. Он — первый президент, при котором рекой полилась украинская кровь. И до сих пор льется. Это его личная ответственность.

Янукович — первый президент Украины, который посадил за решетку своего оппонента. А его патологическая любовь к деньгам, роскоши?

А кто принес больше всего пользы?

— Тут сложнее. Каждому что-то можно сказать в позитив. Кучма сейчас много делает для поддержки хоть каких-то отношений с Россией.

Ющенко заставил Януковича уважить Голодомор. И вообще тему украинства поднял на высокий флаг.

Порошенко — первый глава государства, который действует в военных условиях. Это прозападный президент — "за неимением других путей". В публичном поведении относительно Путина довольно жесткий.

Порошенко судьба дала больше всего. Он имеет и деньги, и к деньгам. Был министром иностранных дел, знает английский. Возглавлял Министерство экономики. Создавал несколько партий, в том числе — регионов. У него больше всего квалификаций. И Петр Алексеевич профессиональнее всего играет роль президента. Ключевое — "играет роль". Но украинцы ожидают значительно большего от главы государства: самопожертвований, радикального желания изменить систему. Потому что Порошенко ее тоже не меняет. А хочет улучшить.

Имели много искушений на должностях?

— Понимал, что должен быть святее Папы Римского, потому что работаю с Ющенко. Когда строил дом, брал кредиты и возвращал. Все декларировал.

Всегда удивляло, почему чиновники не боятся демонстрировать богатство. В Конче-Заспе мне показали намытый остров, где жило правительство Пустовойтенко. Руководители департаментов имеют пятиэтажные дома с лифтами. Моя зарплата была выше, чем у них, а я кредитов набрался. На меня смотрели, как на дикаря.

Когда поднимаешься по должностям, то имеешь много искушений — от квартир и дальше. Я служебных не брал, как Виталий Касько (бывший заместитель генерального прокурора. — ГПУ). Был в Нацбанке в очереди на четырехкомнатную. Отказался, потому что нужно было идти и с кем-то говорить. Не имею государственной дачи. И в Крыму — тоже.

А что предлагали?

— На переговорах как-то Дмитрий Медведев (премьер-министр России. На то время был главой администрации президента Путина. — ГПУ) говорит: "Ну вам же деньги нужны? Вы теперь власть — с "РосУкрЭнерго" (компания по перепродаже природного газа на территории Украины, а также Восточной и Центральной Европы. В 2004–2009 годах была посредником при поставках газа из России в Украину и ЕС. — ГПУ) ваши 2 миллиарда в квартал. Ты — самый близкий человек к Ющенко. Просто отойди и звякни. И будем дальше разговаривать". Объяснил: если не договоримся — газ отключат.

Реакция Ющенко меня удивила. Говорю ему: "Слушайте, Виктор Андреевич, теперь понимаю, как коррумпируют украинскую власть". Ющенко ждал, что я перезвоню Диме. А я не позвонил. "Дорогие друзья" (люди из ближайшего окружения Ющенко. — ГПУ) объяснили, что мне — политический конец.

Виктор Андреевич попросил меня договориться о гарантиях, что нас поддержат Соединенные Штаты и Европа. Я договорился не просто с послами, а с Госдепом и Евросоюзом. Мы должны были держаться, если нам отключат газ. Я поехал в командировку. Из новостей вижу — газ нам перекрыли. Тогда слышу сообщение, что в Брюсселе встречаются министры иностранных дел — как я договорился. А дальше — есть компромисс, газ включили. Я приехал, звонит американский посол и говорит: "Добро пожаловать в коррупционный клуб". Я не знал, что в Карпатах встречались Фирташ, Балога, Ульянченко и брат Ющенко. И все решили.

Попугай знает две тысячи слов

Олег Рыбачук создал и возглавляет общественную организацию "Центр UA". Она занимается проектами в сфере европейской и евроатлантической интеграции. В частности создали движение "Честно" — мониторит работу народных депутатов, "Сильные громады" — обучает громады Донбасса, Медиахаб, где собираются журналисты и активисты.

По специальности — переводчик английского и французского языка. Работал старшим инспектором на Киевской таможне. Был переводчиком английского в нефтяной компании в Индии. Работал в Национальном банке. Был одним из ближайших помощников Виктора Ющенко, когда тот возглавлял правительство в 1999–2001 году. Избирался народным депутатом от "Нашей Украины". Был вице-премьером, год работал руководителем Секретариата президента Ющенко.

С женой Инной живут в доме в селе Плюты в 45 км от Киева. Дочь Анна, 35 лет, имеет двух детей — Семена и Егора. Сыну Станиславу 24 года. Дети живут отдельно.

У супругов есть попугай Пако, который знает две тысячи слов.

Сейчас вы читаете новость «"Виктор Андреевич считает, что все — предатели"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть