Ексклюзивы
вторник, 19 августа 2014 11:20

"В России есть государство, но нет общества. У нас — наоборот"

 

— Люстрировать власть нужно было еще вчера, — говорит политолог 30-летний Петр Олещук. — Этот вопрос нельзя затягивать. Потому что чем дальше, тем очистить власть будет проблематичнее.

Утром 12 августа он пришел под Верховную Раду требовать принять закон о люстрации (очистка власти. — "ГПУ"). Собрались несколько сотен активистов, шумно. Олещук предлагает перейти на ул. Институтскую в кондитерскую. Здесь тесно. За соседним столиком завтракает общественная активистка Наталия Соколенко. Олещук заказывает зеленый чай без сахара.

Как правильно очистить власть в условиях 2014 года?

— Люстрация — это разрушение старой политической системы. Нужно устранить всех, кто к ней принадлежит, а не каких-то отдельных личностей.

Где нужно чистить в первую очередь?

— Это эшелоны исполнительной власти на уровне министерств и ведомств. Война показала, что наиболее прогнившие звенья — правоохранительные органы. Также нужна очистка судов и прокуратуры. Но политики в люстрации не заинтересованы. Потому что потеряют теперешние позиции. Пока что, например, в Администрации президента появились новые люди. Они иначе мыслят, но работают в старой системе, накатанной с советских времен. Поэтому люди новые, а на ситуацию в стране принципиально не влияют. Они — новый винтик в старой системе.

Имеем замкнутый круг?

— Да, но изменения происходят и будут происходить в меру того, как будет расти роль среднего класса. Хотя ему противодействуют олигархи и крупные бизнесмены, которым подчинены целые города, области, районы.

Правительство Яценюка работает полгода, однако реформ не видим. Почему?

— На изменениях должно настаивать общество. Оно должно давить на власть на всех уровнях. Иначе позитивные сдвиги теряются на уровне исполнителей, начинается саботаж. А от замораживания процесса реформ выигрывают политики, те, кто во власти сейчас.

Проблема правительства — отсутствие идеологии реформ и единой программы действий. Стратегическая программа должна отвечать на ключевые вопросы: что делать и как. Также нынешний Кабмин состоит из представителей политических сил, которые отличаютсяпо идеологии. Некоторых в последний момент рекомендовали на Майдане. Этих министров трудно назвать единомышленниками. Яценюк хотя и говорит, что он камикадзе, но заботится о своем политическом будущем. А непопулярные реформы могут поставить точку на его политических амбициях. Кроме того, Арсений Петрович не хочет наживать лишних врагов. В частности, и среди политической элиты и олигархов.

Как давить на власть?

— Митингами.

Парламентские выборы в октябре способны очистить депутатский корпус?

— Очистка наполовину — это было бы неплохим результатом. Уже не увидим там многих одиозных "регионалов", коммунистов. Думаю, Партия регионов выпадет из украинской политики, но часть "регионалов" останутся в ней. Они формируют новые проекты Левочкина, Тигипко. "Сильная Украина", наверное, будет претендовать на роль частичного представителя Донбасса. На президентских выборах за Тигипко активно голосовали на Одесчине, Днепропетровщине. Высока вероятность, что ему будет помогать Коломойский. Однако для него выгодно запустить собственный проект.

Он успеет?

— Да, при условии возвращения блоков. Купит несколько карманных партий — и за два дня будет иметь блок.

За счет кого еще обновится Верховная Рада?

— Будут использовать популярных людей. Например, военных, которые проявили себя во время антитеррористической операции. У каждой партии в первой пятерке обязательно будет кто-то из военных.

Новый парламент продержится пять лет? Будут ли опять досрочные выборы?

— Для меня следующая Верховная Рада будет переходной. Она вряд ли удовлетворит общественные запросы. Поэтому через полтора-два года, наверное, появится вопрос о перевыборах и этого парламента. Тогда можно будет надеяться на приход большего количества действительно новых людей, современно мыслящих и действующих.

На чем сейчас держится Украина?

— На низовой организации гражданского общества. Если бы не это, то страны уже не было бы. Отличие Украины от России в том, что у них есть государство, но нет общества. У нас — наоборот. Проблема России в том, что они не в состоянии нас адекватно оценивать. Считают, что государственный механизм развален, а то, что не развалили, они купили. Мыслят так: есть государство, правитель — и он все решает. Москва думала, что, купив Януковича, купила Украину.

За счет чего должны построить новую современную страну?

— Наибольший резерв — это то, что за 20 лет независимости выросло поколение, которое мыслит по-другому. Россия хотела создать "Новоросcию", а оказалось, что для большинства харьковчан, одесситов, днепрян такого понятия не существует. Они живут в Украине и другого государства не представляют.

Основной наш ресурс — люди, которые не привязаны к старому мышлению и менталитету. Это они сделали Майдан. Теперь должны идти во власть и лепить новую Украину.

Кого стоит брать в пример?

— Сомневаюсь, что за пределами Украины можно найти готовый рецепт. Мы — уникальный пример. В странах Восточной Европы — Польши, Чехии, Словакии, Венгрии — все было намного проще. Если сможем сделать рывок, то Украина станет примером для других. Нас будут изучать.

Грузия предлагает поделиться опытом реформирования.

— Он привлекателен, но малопригоден для украинских реалий. Сколько людей работало в правоохранительных органах Грузии, а сколько их у нас? Например, непонятно, к каким последствиям приведет одновременное увольнение всех милиционеров.

Почему таким способом не можем очистить суды?

— Уволить всех судей можно. Но власть не хочет делать этого, потому что те прикормлены, каждый с кем-то связан. И это очень показательно. Если говорим о люстрации, а судей не меняем, значит, не будет реформ и в других сферах.

Не стал депутатом районного совета

Петр Олещук родился в Припяти на Киевщине. В последний раз был там в 18 лет — на экскурсии. Родители работали на Чернобыльской АЭС. После атомной аварии семья перебралась в Киев. Сейчас родители — на пенсии.

Закончил философский факультет столичного университета им. Шевченко. С 2008-го преподает там на кафедре политических наук. Увлекается историей. Студентам рекомендует прочитать книгу российского историка и социолога, беглеца из СССР Михаила Восленского "Номенклатура".

Олещуку нравится Германия. Последний раз был там в позапрошлом году. На выходные ездит за город. Болеет за киевское "Динамо".

Баллотировался в Деснянский районный совет столицы.

— Не люблю об этом рассказывать, потому что выборы проиграл, — говорит.

Не женат, детей не имеет.

Сейчас вы читаете новость «"В России есть государство, но нет общества. У нас — наоборот"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть