Ексклюзивы
вторник, 24 марта 2015 09:40

"Третий Майдан можем не пережить" - Возняк

 

Об интервью с политологом 58-летним Тарасом Возняком договариваемся на 15.00. Приглашает в офис на ул. Грушевского во Львове. Здесь расположена редакция культурологического журнала "Ї", который он возглавляет 28 лет. Двери на втором этаже открывает сотрудник Андрей Кирчив. Приглашает в полутемный кабинет. Здесь звучит спокойная музыка.

— Проходите, Тарас Степанович вас ожидает. О, его нет. Подождите минутку, — говорит.

Возняк опаздывает на 20 минут.

Какие возможные сценарии развития Украины?

— Их много. Все зависит от того, чего в действительности хотим. Последний год показал, что не все подходят с одинаковыми мерками к тому, какой должна быть Украина. Реформ нет. Обещают: через полгода, потом опять через полгода. Срок постоянно отодвигается. То же касается военной ситуации, которую пытаются решить не военным способом.

Благодаря сверхусилиям и мобилизации целого народа удалось приостановить наступление России. Особенно это было важно на первом этапе. Однако дальше должна работать армия. А здесь проблема за проблемой. И то не на низших командных уровнях, а сверху. Счастье, что у Путина нет сил, чтобы расширить интервенцию, увеличить оккупированную территорию. Решения вопроса пока не видно.

В Минске подписаны два документа, результат — никакой. Мы отчаянно апеллируем к сентябрьской линии разграничения. А она продвигается на запад, фактическое состояние меняется, мы же продолжаем твердить о старом.

Какой в будущем будет Украина — с Крымом, Донбассом или без?

— Между Индией и Пакистаном есть спорная территория — Пенджаб, который 70 лет находится в статусе "ни туда, ни сюда". На разных этапах и Украина будет иметь разный вид. Ситуация может напоминать отношения Израиля и Сектора Газы. Со стороны Газы постоянно стреляют и лезут террористы и смертники. Но Израиль существует с 1948 года. Тогда на него сразу напали все соседские арабские страны. Однако это не помешало ему стать успешной страной. К этому и нам нужно стремиться.

Лидер "Блока Петра Порошенко" Юрий Луценко заявил, что за два месяца Украина может исчезнуть как государство. Все так серьезно?

— Украина как государство будет существовать. Другой вопрос: какой? Это будет протекторат России или нет? Чувствуется, что только подсохнут поля, танки могут пойти дальше. С другой стороны — уже год идет война. За это время можно было что-то сделать, чтобы танки дальше не пошли. И это должны были сделать те, кто назвался властью.

Насколько руководители государства оторвались от людей?

— Год прошел — время спросить президента, премьер-министра, что сделали. Особенно это касается правительства — оно отвечает за реформы и изменения в обществе. Если ответ неудовлетворительный, нужно увольнять. Там есть явно провальные люди.

Говорят: мало времени. Но во время войны считают дни, часы. Нельзя годами мобилизовывать общество. А как раз мобилизации людей и боится кое-кто во власти.

Нельзя быть премьер-министром и все время думать, чтобы не сделать что-то такое, чтобы не закрыть себе путь к президентству. Раз "пуля в лоб — так пуля в лоб". Но почему-то та пуля мимо пролетела.

Нам ставят в пример опыт позитивных изменений в Грузии, Сингапуре. Там увольняли коррупционеров, садили, проводили радикальные реформы. Почему у нас почти год все идет так вяло?

— Реформы должна воплощать Верховная Рада под руководством премьер-министра. Все пробуксовует на уровне волевого решения первых лиц. Слава богу, додумались привлечь иностранных реформаторов во властные институции — это может дать результат.

Как и с чего начинать строить Украину?

— Если весь дом горит, с какой стороны начинать его гасить? Да хоть с какой начни. Наверное, с правовой системы. Отсюда пошло общее гниение общества — не зря столько усилий к этому приложил, в частности Виктор Медведчук, кум Путина. Необходима реформа судов, прокуратуры. Следующий этап — административная реформа. Территории должны получить реальное самоуправление.

Победу в войне получим только реформами. Само войско, какое бы отважное ни было, не победит. Какая мотивация жителям Крыма возвращаться в Украину, если та за год ничего не сделала?

Способна ли эта власть заложить первые кирпичики в дом "Украина"? Если не она, то кто?

— Способна, но нужно в ней искать умелых людей. Много зависит и от консолидации народа и мира внутри страны. Люди возмущены, но третий Майдан можем не пережить. Государство рухнет. Путин только об этом и мечтает. Нужно делать постоянную ротацию власти. В Италии после Второй мировой войны была подобная ситуация — коррупция, мафия. Однако они каждый год меняли правительство. Поэтому парламент должен дать оценку роботе Яценюка и его министров.

Кому-то в Украине выгодна война?

— Несомненно. Перед крымским перешейком стоит 15-километровая очередь бусов с украинскими товарами, чтобы завезти их врагу на полуостров. Так же в направлении на Донбасс. Все эти грузовики, которые перевозят продукты на оккупированные территории, принадлежат не простым украинцам, а приближенным к власти. Они на этом зарабатывают.

Сколько так может длиться?

— Бесконечно. Есть страны, как Сомали, где нет ни государства, ни власти — сплошной кошмар. И так длится десятки лет. Для того, чтобы у пожилых украинцев пенсии были выше, нужно, чтобы их дети и внуки больше работали или просто работали. Ничего из ниоткуда не берется. Во время Первой мировой войны львовские дамы сдавали золотые украшения, сережки, перстни, чтобы помочь армии. С Катедры сорвали медную бляху, потому что должна была пойти на пули. Вот это было единение. А сейчас — на дворе война, а в моем патриотическом Львове собрались ставить памятник митрополиту Шептицкому за 42 миллиона гривен. При всем уважении к этой сверхважной для украинского народа личности — так не делается. Ребятам оторвало руки и ноги — может, туда направить средства, а не закапывать в землю?

Чем Запад может помочь Украине?

— Европа разделена. Это сложная конструкция из многих стран, которые имеют разные позиции по большинству вопросов. Этот механизм действует медленно. Решения принимают лишь консенсусом. Кроме того, в Европе много агентов, заинтересованых в сотрудничестве с режимом Путина, в общем грабеже вместе с ним российских недр и рынка.

В США меньше формальных осложнений и механизмов, чтобы принимать решения. Но там всегда боролись между собой две политических идеи — изоляционистская и глобалистическая. Первые видят Америку изолированным от мира островом. Это было хорошо видно при президентстве Рузвельта перед Второй мировой войной: нацистская Германия оккупировала Европу, а Америка игралась в изоляционизм. Будто бы это не их война и они в нее не будут вмешиваться. И только после разбомбленного Перл-Харбора американцы поняли, что война дошла до их дома. Тогда США вступили в мировую геополитическую игру. Подобную традицию сейчас продолжает Обама. Он тоже хотел заниматься внутренними проблемами Америки и не вмешивался в дела Европы. В результате взрастил такого монстра, как Путин. Соединенные Штаты два года будут отходить от изоляционистской политики. Когда Обама перестанет быть президентом, а его место займет республиканец.

12484 избирателя проголосовали за Тараса Возняка на парламентских выборах в прошлом году. Занял второе место в округе №122 на Львовщине. Проиграл Владимиру Парасюку, сотнику Майдана.

Коллекционирует ордена

Тарас Возняк родился в селе Сварычев на Ивано-Франковщине. В 1979 году закончил Львовский политехнический институт. Получил профессию инженера-программиста. Работал по специальности на заводе фрезерных станков.

Был одним из организаторов первых забастовок в Украине и активным участником демократического движения.

В 1987-м создал культурологический журнал "Ї". Возглавляет его до сих пор.

Работал в международном фонде "Возрождение", комитете по национальной премии им. Шевченко. С марта 2013-го — координатор общественно-политической инициативы Юрия Луценко "Третья республика".

Собирает ордена времен Украинской Народной Республики и Западноукраинской Народной Республики.

— Меня к этому в какой-то степени спровоцировал господин Табачник (министр образования времен Януковича. — "ГПУ"), который собирал ордена Российской империи, — объясняет Возняк. — Решил собирать украинские.

Жена Ирина — финансовый менеджер журнала "Ї". Имеют дочерей Марту и Христину.

Сейчас вы читаете новость «"Третий Майдан можем не пережить" - Возняк». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть