Мэр пограничного города Рава-Русская на Львовщине 35-летняя Ирина Верещук 17 февраля подала в отставку. Избрана в 2010-м, была самым молодым городским главой в Украине. В прошлом году в октябре баллотировалась в Верховную Раду в мажоритарном округе и не прошла.
— Неоднократно угрожали и через "Фейсбук", и присылали гвозди в конверте. Из-за того, что не молчу. Выступала против власти Януковича, своеволия "Свободы" в нашем Жолковском районе. Сейчас не поклоняюсь псевдопатриотам, — говорит Ирина.
Встречаемся в ресторане в центре Львова. Неделю назад она сложила полномочия. Выглядит спокойной, улыбается. Перекрасилась из блондинки в рыжую.
— Решение не было эмоциональным. Поняла, что мэр самостоятельно не изменит систему. Сколько городские главы обращались к верхам, чтобы деньги из местных сборов оставались на местах. Мы могли бы их использовать на те же дороги. В Раве-Русской это самая болезненная проблема. Деньги приходили 25 декабря, а только проект готовят полгода. Если начну строить, меня ждет уголовная ответственность. Потому что не использую средства вовремя.
И вот новый бюджет. Вместо децентрализации увидели суперцентрализацию. Никаких уступок местным органам. Мы просили, чтобы с налога с физических лиц нам оставляли до 50 процентов — вместо 25. А их забрали полностью.
Заказывает чай.
В Раве-Русской на начало 1990-х было 16 государственных предприятий. Осталось три. Вы говорили, что и им тормозят работу.
— Я понимаю, что на Донбассе предприятия останавливаются. Но здесь? — разводит руками. — Для чего закрывают спиртной завод — один из наибольших налогоплательщиков в районе? Людей отправили в отпуска. Потом покажут его нерентабельность, приватизируют. Там только металлолома на миллион. Говорила об этом на телевидении, возглавляла протестные группы, ездила к министру. И это еще одна причина, за что мне угрожали.
Второй — шпалопропиточный завод. Неужели сейчас, когда столько разрушений, не нужно шпал? Люди в пять смен готовы работать. А предприятие перешло на трехдневную рабочую неделю.
Третье — лесхоз. Законодатель остановил экспорт кругляка и пиломатериалов. Лесоводы говорят, для них это — смерть. Ведь реальный покупатель был за рубежом. Наши производители не готовы брать товар в таких объемах.
Что стало последней каплей для вашего решения?
— Приезд народного депутата Владимира Парасюка 15 февраля. Он при общине сказал, цитирую: "Если я законодательно не смогу задавить ее, то задавлю, как это делалось на Майдане. Это все я уже подготовил и подал в Генпрокуратуру. Если закон не поможет, тогда вы мне поможете".
Вы — тоже человек Майдана. Как случилось, что люди с одной стороны баррикад стали врагами?
— Черные технологии применяли еще перед выборами в парламент. Ходили группы по пятеро людей по селам и рассказывали: да нет у нее мужа, она — агент ФСБ. А чем невероятнее ложь, тем охотнее верят.
У Парасюка — болезненно агрессивное отношение к людям, которые занимают должности. Говорил президенту, чтобы тот шел продавать свои шоколадки. Можно не поддерживать Порошенко, но не опускаться же до такого. Потом обозвал хамом министра внутренних дел Авакова. Брал за грудки Владимира Литвина в Верховной Раде. Он видит, что это нравится людям. Они аплодируют.
В чем Парасюк вас обвиняет?
— Руководствуясь лишь слухами, заявил, что я отдала своим родственникам землю, которая назначалась якобы под новую школу. Этот участок на улице Драгоманова еще предыдущим мэром был утвержден под жилищный квартал. Но не так просто передать землю. Нужно пройти шесть слушаний. Дело дошло до конца уже при моей работе, люди получили участки. Там нет ни одного моего родственника.
Вы подали на Парасюка в суд?
— Готовлю иск. Будет касаться его заявления в официальном комментарии на телеканале "ЗіК", где обвинил меня в этой сделке. Пусть назовет фамилию моего родственника.
Зато отец Парасюка в прошлом году осенью получил два земельных участка в Креховском сельском совете Жолковского района общей площадью почти полгектара. Он имеет на это право, но почему скрывает? Пусть расскажет, как в такой короткий срок получить землю.
Думаете, народный депутат будет наказан?
— Трудно сказать. Он на этой встрече заявил, что ходил к Авакову и договорился за "своих" людей на должности начальников райотделов милиции в Яворовском и Жолковском районах. Я подала обращение в прокуратуру и СБУ, чтобы дали его действиям правовую оценку.
И он таки представил обществу этого "своего" человека на должность начальника милиции в Жолковском районе. 31-летний Александр Гостышев, родом из Днепропетровска. Возможно, кому-то оттуда нужны наши предприятия? По Жолковскому району гуляет непроверенная информация, что этот новопредставлений человек интересовался, сколько с таможни получает начальник районной милиции.
Заказываем еще один чайник и пирожные.
Общество симпатизирует Парасюку?
— Не сотвори себе идола, написано в Писании. Люди говорят: этот герой Майдана выгнал Януковича. Так говорить — кощунство перед теми, кто погиб.
Когда-то не дай боже было что-то сказать против "Свободы". Я была врагом, потому что критиковала их. И где сегодня эта политическая сила?
У нас симпатии ситуативные. Сейчас война — людям нравятся те, кто ходит в форме.
Вы, наверное, тоже допускали ошибки?
— Думала, городской глава может завоевать авторитет. Две спортивных площадки сделаны, две детских — куда и мой ребенок ходит. Купили автомобиль за 359 тысяч для уборки улиц, трактор, оборудовали 300 мусорников, 350 окон в садиках поменяли, капитально отремонтировали пять крыш, установили три новых котельных, на центральной аллее кладбища выложена мостовая. Это за четыре года. Выигрывали гранты, обращались в фонды. И все равно я "ничего не сделала", — разводит руками.
С чего началось противостояние со "Свободой"?
— Их кандидат проиграл мне на выборах городского главы. Но большинство в городском совете набрала "Свобода". Когда их секретаря горсовета Любомира Кашубу в 2013 году поймали на взятке, они начали открытое противостояние.
За сессию обычно принимают приблизительно 150 решений. Мне приходилось сзывать сессию по три-пять раз, потому что депутаты специально не приходили, срывали заседания.
Вы пробовали говорить, договариваться?
— Звала местных жителей на сессию, чтобы на это посмотрели. Снимала на видео и выкладывала в интернет. Это иногда помогало. Но падал и их, и мой рейтинг — потому что был скандал.
"Свобода" — это сестра Партии регионов: те же методы, те же инструменты. Только в вышиванках. Приводили 27-летнего главу райгосадминистрации в Жолковском районе, отдавали тендеры своим фирмам.
Что беспокоит людей в вашем городке больше всего?
— Жить стало трудно. Пенсия — 40 долларов. Сотрудники в горсовете говорят: мы не можем купить плащ, идем на секонд-хенд. Недавно глянула — у сотрудницы из сапога целлофан торчит, потому что обувь протекает, — Ирина Андреевна замолкает. — Этот человек проработал 25 лет.
Вы сейчас безработная. За что будете жить?
— Да, впервые в жизни, — смеется. — Но не боюсь. Работаю над многими международными проектами. Получила очень много звонков и приглашений из Польши приобщиться к проектам в Гданьске, Томашев-Любельском.
Ирина просит счет, расплачивается за двоих.
Будете еще баллотироваться?
— В Верховную Раду.
Ваш муж дальше в АТО?
— Вот приехал в отпуск. За время, что ждала его, изменила свое отношение ко всему. Не раз просила Бога: если он вернется живой, я уже не буду ставить свои профессиональные амбиции выше семьи. Человек хочет жить и оставаться любящим, быть матерью. Ничего не приносит столько счастья, как семья.
"Это — мой округ, и я наведу здесь порядок"
Народный депутат 28-летний Владимир Парасюк объяснил, что в своих обвинениях в адрес Ирины Верещук руководствовался обращениями людей и публикациями о городском главе Равы-Русской.
— Ко мне обратились сотни жителей города. Они не понимают, как участок отдали под застройку физическим лицам. Они опубликовали открытое письмо в газете "Возрождение" 25 сентября 2014 года. Возмущаются, что мэр говорила, будто школа в Раве-Русской не нужна. Хоть все школы здесь — в старых помещениях. Также в печати местный депутат Равы-Русского горсовета Юрий Горечий ("свободовец". — "ГПУ") описывает ряд нарушений, допущенных при утверждении плана этой застройки.
Что участок отдали родственникам Верещук, в письме написала жительница Равы-Русской 4 февраля 2015 года.
— Мой отец действительно получил землю. Заявление на ее выделение написано в 2010-м. Он всю жизнь живет в селе Папирня (Креховский сельский совет. — "ГПУ") и имеет право на это. Площадь — 8 соток, участок расположен возле поля моей бабки.
Я действительно говорил с Арсеном Аваковым (министр внутренних дел. — "ГПУ"), что нужны честные люди на должности начальников отделов в районах — молодые с незапятнанной репутацией, которые принимали участие в боевых действиях на Донбассе. Они способны наладить работу милиции.
Это — мой округ, на котором меня избрали люди, и я наведу здесь порядок. Все будут жить по закону.
Муж воюет на Донбассе
Ирина Верещук родилась в городе Рава-Русская на Львовщине. Получила два образования — военного переводчика и юриста. 10 лет служила в военной части. Уволилась в звании старшего лейтенанта.
Работала юристом в горсовете Равы-Русской. Потом — заместителем главы Жолковской райгосадминистрации.
В 2010-м победила на выборах мэра Равы-Русской. За Верещук проголосовали 946 избирателей из 2,8 тыс.
Как государственный служащий стажировалась в Вашингтоне.
В прошлом году баллотировалась в Верховную Раду в округе №122. Там победил Владимир Парасюк.
Замужем. Муж 38-летний Михаил — подполковник, служит во Львове. С начала войны — на Донбассе, в АТО. Воспитывают сына Олега, 11 лет.
Комментарии
18