Ексклюзивы
вторник, 21 апреля 2015 09:30

"Мариуполь хотят взять в котел" - эксперт

 

С политологом и конфликтологом 61-летним Григорием Перепелицей встречаемся в его кабинете в Дипломатической академии при МИД Украины на Михайловской площади. Здесь он возглавляет Институт внешней политики. В кабинете на третьем этаже обсуждает с коллегой тезисы его диссертации. Перед съемкой подходит к зеркалу и причесывает чуть седые волосы.

Результатом встреч в "нормандском формате" чаще всего является выражение обеспокоенности западных лидеров относительно ситуации на Донбассе. Может, пора переходить к "женевскому формату" — при участии и США?

— Позиция Обамы такова, что это — проблемы Европы, а они хотят остаться стратегическими партнерами с Россией и продолжать диалог. Подобная позиция была и у Билла Клинтона в 1994 году. Он говорил, что холодная война закончилась. Пока боснийские сербы не захватили более 80 процентов территории Боснии. Тогда США спохватились, что может перестать существовать как государство и начали оказывать боснийским мусульманам военную помощь. Баланс сил между боснийскими сербами и мусульманами выровнялся, и стало возможным достижение мирных соглашений.

Как бы ни хотел Порошенко не признавать, что у нас война — она есть. Поэтому только военная помощь Запада и баланс сил на фронте могут привести к определенному компромиссу, когда будут учтены интересы обеих сторон. Пока что этого нет.

Как Украине получить помощь при такой позиции США?

— Мы всех ввели в заблуждение. Говорили, что у нас антитеррористическая операция. На что международное содружество заявило: тогда это — ваша внутренняя проблема. Потому что военная помощь в таких условиях — это вмешательство во внутренние дела. Мы не объявили себя жертвой агрессии, так на какую помощь рассчитываем?

Развязанная Россией война против Украины — это также и вызов Евросоюзу. Видим в нем раскол. Одни страны пытаются отстаивать ценности, на которых он строился. А у других на первом месте — бизнес-интересы, они занимают позицию России.

Какие первоочередные задачи стоят перед властью?

— Нужно дать четкое определение тому, что происходит на Донбассе. Также — в каких отношениях с Россией. Мы очень хаотично проводим мобилизацию. При этом демобилизованным бойцам пишут, что травмы получили на производстве. Руководство государства до сих пор не сформулировало свое виденье решения конфликта.

Чего хочет Европа?

— Замирить ситуацию, чтобы можно было снять санкции с России. Страдает европейский бизнес. Франция потеряла деньги — построила для России "Мистрали" и не продала. На Меркель давит немецкий бизнес, потому что имел большие преференции на российском рынке. Поэтому для ЕС главный вопрос — найти способ снять санкции с России и возобновить с ней прежние отношения. То, что это будет стоить территориальной целостности Украины, их беспокоит мало. За нас никто страну защищать не будет.

Какие самые вероятные сценарии развития событий?

— Первый — наступление врага на тактическом и стратегическом уровнях. Его планируют в первой половине мая. Тактическая задача — мариупольское направление. Хотят если не захватить, то взять в котел. Дальше — отбросить наши блокпосты до границ Харьковской области. Это создаст предпосылки для стратегического наступления в глубь Украины. Вполне реально могут заграбастать еще две-три области. Одновременно ударить с Донбасса и Белгорода — на Харьков.

Второй сценарий — замораживание конфликта. Видим, что руководство Украины согласно на такой вариант. Тем более, именно это прописано в минских договоренностях. Однако это не будет Приднестровье или Абхазия — заморозить ситуацию до конца не удастся.

Кремль разрушил международную систему безопасности. Какой будет новая?

— Этого никто не знает. Мы оказались в эпицентре глобального противостояния. Тот, кто будет контролировать территорию Украины, будет иметь доминантное влияние на всю Европу, Ближний Восток.

Что ожидает Россию, ведь действуют санкции, цена на нефть не растет?

— Санкции действуют очень медленно и не бьют по каждому россиянину. Пострадали богатые москвичи, потому что исчезли с полок элитные продукты, которые завозили из Европы. Однако у них есть деньги в иностранных банках и они могут ими пользоваться. А 70 процентам россиян безразлично. Они в жизни не видели испанского хамона (мясной деликатес. — "ГПУ"). Для них главное — местная водка. Работа есть, картошка есть, как-то проживут.

С другой стороны, с российского рынка уходит высокотехнологичное западное производство. Обвал цен на энергоресурсы также ударит по финансовой системе. Пока что финансовые резервы есть. Но их будет становиться все меньше и года через два Россию ожидает экономический коллапс. Однако Путин пойдет до конца. Будет продолжать поддерживать сепаратистов на Донбассе.

Развал России работал бы на нашу пользу, потому что только при этом условии у нас появится шанс вернуть Крым. А на Донбассе, кроме военного решения, другого пути нет. Должны убедить Россию силой. Нам скажут: это ядерное государство, значительно мощнее нас. Но Советский Союз тоже был ядерным государством и намного сильнее Афганистана, однако войну там проиграл.

Как нам ускорить изменения?

— Должна появиться новая генерация политиков. Власть, которая пришла на волне Майдана, оказалась не готовой к реформам. Не имеют виденья, какой должна быть страна. Бальцерович ключевые реформы в Польше запустил за три-четыре месяца. А у нас пошел второй год после Майдана, а воз и ныне там.

Как уйдет старая политическая элита?

— Война ускоряет все процессы. Раньше или позже выведут на чистую воду тех, кто хотел сохранить коррупцию. Так уже произошло с бывшими генпрокурорами Махницким и Яремой. Этот процесс будет набирать все больших масштабов.

Из какой среды будет следующий президент?

— Вацлав Гавел (бывший президент Чехии. — "ГПУ") появился с театральной сцены. Порошенко открылся в условиях экстремальной ситуации. Новый глава государства должен будет отвечать запросу, который будет на время выборов. Год назад Порошенко ему соответствовал.

Это может быть военный?

— Трудно сказать. Но это точно будет представитель новой генерации.

30 килограммов грибов собрал Григорий Перепелица два года назад возле села Пуховка под Киевом. Из них больше сотни — белые. Два были величиной с шляпу.

Работал в Генштабе

Григорий Перепелица родился в селе Зайцы Котелевского района на Полтавщине. По специальности — корабельный офицер. Закончил Военно-политическую академию им. Ленина в Москве.

Работал в аналитическом центре Генерального штаба Вооруженных сил Украины. С 1995-го — начальник отдела военной политики Национального института стратегических исследований. Через восемь лет стал заместителем директора института. С 2006-го — профессор кафедры международных отношений и внешней политики Киевского института международных отношений. Возглавляет Институт внешней политики Дипломатической академии при МИД.

Жена 57-летняя Светлана работает библиотекарем в Киево-Могилянской академии. Имеют дочерей 38-летнюю Ирину и 30-летнюю Ольгу. Обе — дизайнеры женской одежды.

Любит плавать в море. Бывает в Греции, Италии, Испании.

Сейчас вы читаете новость «"Мариуполь хотят взять в котел" - эксперт». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

4

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть