вторник, 13 мая 2014 09:30

"Коломойский стал президентом Юго-Востока Украины"

 

— Когда одновременно революция, война, экономический спад, кризис государства, да еще и президентские выборы, то это все усиливает нестабильность, — говорит 58-летний Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий.

Встречаемся в столичном ресторане "О'Панас" в парке им. Тараса Шевченко. Садимся в отдельном небольшом зале на втором этаже. Вадим Юрьевич заказывает имбирный чай и продолжает:

— До истории с Крымом мы были самой большой по территории страной Европы. После нас Англия, Германия, Франция, Италия. Другие — это страны на 10 миллионов. Территории у них небольшие. Нация и государство совпадают, поэтому у них и национальная солидарность, мобилизация, единство. Все в едином порыве. Такие страны создавались на войнах в ХVIII-XIX веках. Нам часто ставят в пример Польшу. Но она пережила четыре раздела между немцами и россиянами. Весь ХХ век Польша потратила на формирование нации. У них одна религия, они сколотили территорию. Построили государство нации.

Покойный всемирноизвестный политолог и социолог Чарльз Тилли говорил, что война строит государства, государства строятся на войне. Если удастся антитеррористическая операция и вычистим сепаратистов, то сможем сформировать национальное государство.

Почему этого не удалось за более чем 20 лет?

— Мы получили свою территорию от Советского Союза. Она слеплена. Государство нации пытался построить Виктор Ющенко в мягком варианте. У него не вышло, потому что все 20 лет это было государство, которое основывалось на элитах, деньгах, коррупции. Когда государством руководят пять-шесть семей или кланов, им легко договориться. Пакт элит распался на Майдане. Первый Майдан не получился, потому что его перехватили олигархи. А тут уже некому перехватывать, ведь условный полевой командир Андрей Парубий возглавил Совет национальной безопасности и обороны. В Украине всегда общество сильнее власти. И власть боится общества.

Мао Цзедун был прав: винтовка рожает власть. Поэтому возник вопрос: как построить страну для общества, а не элит? Чтобы государство снизу было эффективное, защищенное, с работающей экономикой. У нас за 20 лет так и не было своей экономики. Было государство, которое торговало, чем только можно. Товарообмен с Россией 15 миллиардов долларов, с Евросоюзом — 16 миллиардов. Мы связаны с обоими. Если пойти только в Европу, то задействуем аграрный потенциал. А что делать с индустриальным? Тогда Украина станет аграрной провинцией Европы. А там ценят индустриальную культуру.

Как выходить из этого?

— Договариваться и с Европой, и с Россией.

Это первое, что должен будет сделать новый президент?

— С путинской Россией говорить будет очень трудно. Мы страна, у которой нет никаких гарантий безопасности. Запад, Россия и Украина должны наработать новый международный договор. Американские политологи Бжезинский, Киссинджер говорят о федерализации Украины, нейтралитете, автономном статусе регионов. Возможно, Донбасс нужно отдать, пусть занимаются своими проблемами.

Донбасс отдать Ахметову?

— Коломойскому мы отдали Днепропетровск и Одессу. Это разве не федерализация? Это феодализация. Я шучу, что вместо Новороссии можем получить Коломойщину. У Коломойского там везде расставлены свои люди. Он уже президент Юго-Востока Украины. А на Донбассе бегают люди с винтовками. И им уже пофиг, кто такой Ахметов.

Карасеву звонят журналисты. Договаривается по скайпу прокомментировать референдум 11 мая на Востоке.

— У Ахметова металлургический бизнес. Это порты Мариуполя через Азовское море, которое сегодня контролирует Россия. На Донбассе больше бедных, чем в Днепропетровской области. Донбасс говорит, что кормит всю Украину. Но пусть сначала прокормит себя.

Все говорят о децентрализации. Как ее проводить?

— Разве у нас была очень уж централизованная страна? Фактически была коррупционная вертикаль, а регионы жили своей жизнью. Испания официально не называется федерацией. Там автономные области. Но у той же Каталонии очень много прав. Проблема не в названиях, а в дизайне государственности. Нужно разобраться, как правильно выстроить не просто отношения центр — регионы, а региональную структуру страны. Черкасская область не то же самое, что Донецкая. Черкассы и Кировоград "сидят" внутри страны. А Донбасс соседствует с Россией. Они вместе смотрят московское телевидение.

Какие должны быть полномочия у президента для проведения реформ?

— Нам сейчас не нужен начальник страны, как было по Конституции 1996 года. Украина уже другая. Люди не хотят начальника. Президент должен быть главой государства, Верховным главнокомандующим. Должен выстроить систему безопасности.

Что делать с этим парламентом?

— Распустить и провести досрочные выборы. Посмотрите, сколько на Майдан вышло новых и молодых людей. Если партии хотят быть конкурентными, должны их брать к себе.

Историю творят массы. В 2004 году была репетиция. Тогда элита смогла быстренько перегруппироваться и перестраховаться. По вертикали страну легко "сшить": поназначал губернаторов, расставил своих людей. А попробуй договориться по горизонтали. Как это сделать жителям Луганщины и Закарпатья? Им только на дорогу с одного конца в другой нужно потратить 30 часов. Нужно начинать с того, что страна слабо консолидирована. В отличие от Европы, у нас нет такой сети дорог, железнодорожного сообщения. А самолеты? Чтобы слетать в Харьков или Луганск, нужно больше денег, чем на билет в Берлин. Много рейсов отменили. Люди живут в своих мирах, почти не общаются. Луганск ездит в Россию, продает там сигареты. Он не знает, что творится на Галичине. Страну нужно собрать инфраструктурно. Тогда нация будет единой. Начинать нужно фактически с нуля. Постсоветская государственность рухнула на Майдане. Раньше все было завязано на коррупции и обслуживании коррумпированных элит. Почему сегодня милиция такая? Потому что ее учили: нужно у бабушки на базаре взять деньги, отдать руководству, а оно передаст дальше. А когда нужно защищать людей — их нет.

Что новому президенту делать с олигархами?

— У нас есть два варианта: превращаемся в демократическую федерацию или в Польшу XVI века — шляхту. Мы свергли своего короля, но Восток этого не поддержал. Нужно идти на уступки. Если центральная власть договорится с народом, то не нужно будет делать это с олигархами. Те станут заложниками. Уже рухнула советская и постсоветская Украина. Но мы не знаем, какой будет Украина будущего. Финал открыт. Президенту придется стать прорабом, архитектором новой страны. Многое будет зависеть от того, насколько широкой будет у него коалиция на уровне общества. Это серьезный вопрос, потому что нужно будет решать проблему Востока.

Какая Украина теперь?

— Начинается процесс строительства государства, нации, экономики. Мы доедали, дожимали, доживали советское. Теперь нужно создавать, заниматься творчеством. Общество дает карт-бланш. Но лидеров новых масштабов еще нет. В тихой и спокойной обстановке они не рождаются. Это происходит, когда нация оказывается перед драматическим выбором. Сейчас мы перед историческим вызовом. Нынешние лидеры должны стать государственными деятелями — или появятся новые.

Воспитывал младшую сестру

До 14 лет Вадим Карасев хотел быть музыкантом. Играл на барабанах в нескольких рок-группах. Однако в музыкальное творчество пошла его младшая сестра, певица 42-летняя Карина Карасева.

— Наши с Вадимом родители были инженерами-мелиораторами. Они пропадали на работе, поэтому меня воспитывал брат. Артисткой я стала благодаря ему, — говорит Карина.

Карасев учился в Харьковском госуниверситете по специальности "политическая экономия". Преподавал там 10 лет.

В начале 2000-х переехал в Киев. В 2006-м баллотировался в народные депутаты от партии "Вече" Инны Богословской. В последний созыв шел по киевскому мажоритарному округу №217. Оба раза депутатом не стал. Возглавляет Институт глобальных стратегий.

Женат на Наталии Ушаковой, заведующей кафедры экономической теории в Харьковском госуниверситете. Дочь Елена дизайнер одежды и аксессуаров.

Сейчас вы читаете новость «"Коломойский стал президентом Юго-Востока Украины"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

4

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть