- Братан, тут только своих пропускают. Ты - свой? - спрашивает 25-летний мужчина. Стоит при входе в палаточный городок Партии регионов под Верховной Радой. На голову надел черный капюшон. Лицо замотал шарфом. Видно только карие глаза. На шее - бейдж "охрана". Проверяет фамилии по списку. Если находит - пропускает внутрь.
Сторонники власти стоят здесь с 3 декабря. Установили сцену с плакатом "Партия регионов. Киев - не столица оппозиции. Киев - столица государства". Митинг охраняют отряды милиции и "Беркута". Они оградили автобусами проход в парламент с ул. Институтской, Липской, Садовой. В два ряда на единственном центральном входе стоят человек десять спортивного телосложения с полуметровыми черными палками. У некоторых на лицах медицинские маски. Несколько сотен выстроены под железным забором, ограждающим Верховную Раду. По Мариинскому парку ходят группами - по десять. Есть немолодые женщины в жилетах Партии регионов.
Три девушки опираются на забор, курят. У них грязные длинные ногти. Лица красные от ветра. В парк идут трое мужчин. На вид - всем за 40 лет. Держатся друг за друга, качаются. Один отходит на газон, наклоняется и блюет. Второй громко высмаркивается на тротуар.
- Пропустите, эта девочка со мной, - проводит в палаточный городок 25-летний Антон, из Винницы. Он небритый. Одет в черный спортивный костюм и дубленку. За ним идут еще трое. Из колонок звучат песни группы "Машина времени". Попахивает перегаром, давним мусором, дымом. Люди стоят плотно, ходят толкаясь.
- Девять лет занимаюсь боями без правил, - рассказывает Антон. - Здесь нас - три тысячи. Все такие. Какая разница, за кого стоять, если нас сюда специально наняли драться? Я дома в месяц зарабатываю шесть тысяч гривен. На этом митинге платят вдвое больше, поэтому взял отпуск. 300 человек сегодня приехали с Полтавы, но еще подвезут. Есть из Винницы, Житомира, Ялты, Херсона. У меня в подчинении 20 человек. Каждый час - перекличка. Двое пацанчиков говорят, что они из Луганска, а разговаривают по-бандеровски. Я одному говорю: ты че клоуна из себя строишь, какой ты луганчанин? Думаю, менять надо этих двух.
Проходим мимо военной палатки цвета хаки. Там разливают черный чай. В очереди - около 30 митингующих. Мужчина, на вид лет 50, достает термос.
- Наберем чая, а потом пойдем к Гале каши поедим, - говорит женщине в черном пуховике. Улыбается беззубым ртом.
- Давай и мы чайка попьем, - предлагает Антон.
Берет пластиковый стакан, под ногтями земля. Занимаем очередь.
- Кормят здесь шикарно - первое, второе, третье. Вчера окорочка с гречкой давали. Бабуля приносит квашеных помидорчиков. Я ей говорю: мы же не голодные. Для меня эта революция - праздник. - Закуривает папиросу "Винстон". - Кого наняли биться, они в палатках не живут. Ночуем под Киевом в отеле. Там номера от 520 до 650 гривен в сутки. В 6.15 у нас подъем, везут сюда. В 20.00 - обратно.
- Самое главное - это стабильность в стране, - говорит со сцены руководитель Житомирской областной организации Партии регионов 63-летний Сергей Рыжук.
- Депутаты здесь периодически что-то орут со сцены. Но кто их слушает? - машет рукой Антон. - Кстати, здесь далеко Крещатик? А то я там даже ни разу не был. По городу ходить не разрешают. Пускают только на час ноги размять. Потом сменяем пацанов. Как-то был в Киеве на соревнованиях. Тогда тоже завезли автобусом на "Спартак" и сразу забрали.
Через 15 мин. Антон набирает чай, отходим в сторону. Ребята в спортивных костюмах поглядывают в нашу сторону. Спрашиваю, часто ли приходится драться.
- Люди сами провоцируют драки. Вот ко мне подходит один журналист с камерой, другой фотографирует. Так и хочется дать эму в морду. Но у нас команда - не бить. А если менты пойдут в драку, мы будем их защищать. Такой приказ. Понабирали здесь пацанов по 18 лет. Что они могут? Вчера баба приходила, кричала: "Продажные шкуры, за 200 гривен страну продадите!" Я что дурак, здесь за 200 гривен стоять? Если будет бойня - мне могут голову разбить. Я за такие деньги в сторонку отойду. Сколько будем здесь стоять - знают только депутаты. Вот только родители переживают. Но отпустили нормально. Мама все поняла, папа сказал, чтоб я подумал, куда еду. А я ему: вот приедешь через два дня в Киев, я тебе денег дам и покажу, зачем я здесь стою.
В 14.30 Антона зовут на перекличку. На прощание пожимаем руки.
- А вообще мне нравится страна, в которой мы живем. Вчера подходили к нам пацаны с Майдана, которые за НАТО стоят. Я им говорю: вот толку вы митинговали на помаранчевой революции? Против Януковича орали. А прошло два месяца и вы уже Ющенко обсырали. Зачем было стоять, если потом об этом жалеть?
1 тонну свинины и баранины, 1,5 т картофеля и других овощей везут в Киев фермеры, предприниматели и другие жители Марьинского района Донецкой области. Хотят передать пищу участникам мирного собрания.
Благодарность
Подяка вам, діти,
сини наші й дочки,
Подяка, що творите нашу борню,
Якої не було, бо ми не зуміли
Повстати, як ви, за свободу свою.
Ви — наше майбутнє, продовження наше,
Нам втратити вас — перейти за межу.
Ми з вами! По різному долю спокуття
Кожен приймає у душу свою.
Сніг, що під Крутами, — то холоднеча
Сніг на Майдані — хай буде весна!
Навіки нескорене прагнення наше
Про вільне, достойне людини життя!
Наталия ЛИТВИН














Комментарии
185