Ексклюзивы
вторник, 09 сентября 2014 08:40

"Яценюку не надо идти на выборы" - Фесенко

 

Должны создать полувоенную экономику

На летней террасе столичного кафе "Баобаб" сидит заместитель министра иностранных дел Данила Лубкивский. К нему подсаживается бывший исполняющий обязанности руководителя МИДа Андрей Дещица, который в июне под российским посольством в Киеве спел "Путин - х..ло". Заказывают кофе.

Мимо них проходит политолог 55-летний Владимир Фесенко, здоровается. Спускается в зал, расположенный в подвале. Кофе здесь свисает с потолка на нитях. Заказывает американо с молоком.

Как будут развиваться события на Донбассе?

-  Один из вариантов - двустороннее прекращение огня, создание контрольных групп, обмен пленными. Если будет демилитаризованная зона, надо думать о миротворческом контингенте. Учитывая большую территорию боев, им могут стать тысячи иностранных наблюдателей от ОБСЕ. Хотя все равно будет нестабильная ситуация. Возможны рейды и стрельба. Это - относительное замораживание конфликта.

В перемирии заинтересованы обе стороны. Для нас это - меньшее зло. Порошенко нужно взять паузу для восстановления сил, для повышения боеспособности армии, усиления ресурсов. Чтобы в любой момент противостоять России.

На определенное время Донбасс может стать территорией, где не будет ни войны, ни полного мира. Будут периодические всплески обстрелов, столкновений. Знаем Приднестровье, Карабах, где такие конфликты продолжаются два десятка лет. Была и Хорвато-сербская война 1991-1994 гг. Наступали то одни, то другие. Потом заморозили ситуацию, ввели миротворцев. Но после длительного условного перемирия хорваты перешли в контрнаступление и вернули часть своей территории, которая была под контролем сербов.

Чем России выгодно замораживание конфликта?

-  Дальнейшая эскалация военных действий будет усиливать их конфликт с Западом. Новые санкции будут ослаблять российскую экономику. На поддержание боевиков уже выбросили сотни миллионов евро. Дальше будет идти речь о миллиардах. А смерти российских военных приводят к психологической дестабилизации. Затягивать войну для Путина рискованно. Поэтому он готов договариваться.

Единственный вариант, на который могут пойти обе стороны, - прекращение огня. Путин таким образом пытается сохранить контроль сепаратистов хотя бы над частью территории Донбасса. Продемонстрировал, что не сольет их. Замораживание конфликта для него - это возможность сохранить лицо перед своими гражданами. Мол, защищаем русскоязычных на Донбассе. Для Порошенко тоже будет сохранение лица. Потому что это - договоренности с Путиным, а не мир с сепаратистами.

Какой еще возможен вариант событий на Донбассе?

-  Продолжение войны в вялом режиме. Ситуация будет колебаться: то они, то мы будем наступать. Значительная часть Донбасса тогда будет в зоне боевых действий. Это может затянуться от нескольких месяцев до трех - пяти лет.

Существуют риски и перенесения войны за пределы Донбасса. Путин может пробить коридор в Крым путем захвата северного побережья Азовского моря.

Наихудший сценарий для Украины - полномасштабная война. Она может наступить в результате неадекватного поведения Путина. Но война, экономический кризис внутри России спровоцируют тогда и разрушение российского государства.

В НАТО сказали, что готовятся к возможному вторжению России в страны Балтии и Польшу.

-  Не исключено. Как-то в получастном разговоре Порошенко сказал: когда имеешь дело с Путиным, надо понимать, у него рациональная оценка ситуации или он действует сугубо эмоционально. Договоренности по телефону между Путиным и Порошенко дают надежду на готовность к определенному компромиссу.

Не превратится ли замораживание конфликта в раковую опухоль на теле Украины?

-  Риск есть. Но он будет минимальным, если общество будет консолидированным и будет блокировать любые проявления сепаратистской активности. Все будет зависеть от нас. Должны сделать оборонные рубежи, чтобы минимизировать риски наступления. Усилить наш военный контингент на Донбассе. Также спецслужбы должны выявлять предателей в силовых структурах и сепаратистов в разных регионах страны. Нужны и определенные кадровые решения - назначать людей, которые умеют эффективно вести боевые действия и руководить государственными структурами в кризисный период.

Должны создать полувоенную экономику. Это может быть одним из вариантов возобновления экономического роста. У нас часть таких предприятий в полузамороженном состоянии. Делают танки и БТРы, ремонтируют их. Остались склады с военной техникой. Хоть ее состояние с советских времен сомнительное, но что-то можно отремонтировать. Запуск оборонных предприятий - это рабочие места. Это позволит решать и оборонные, и социальные проблемы.

Можем рассчитывать на помощь Запада?

-  Да. Но она будет ограниченной. Если Россия через Мариуполь будет пробивать коридор в Крым, США и другие страны начнут нам поставлять оружие. С НАТО мы уже договариваемся об инфраструктурной, технической помощи. В середине сентября в Украине будут общие с Альянсом учения: это символический сигнал, что НАТО - с нами. Перемирие можно использовать для модернизации армии - структурных изменений, учений. Нам нужны современные системы связи, разведки. Ненормально, когда авиация пользуется картами 1950-х годов. Хорваты обещают поставить модернизированные советские вертолеты. За это получат от американцев современные. По такой схеме Украине могут помочь поляки, румыны. Нужно постепенно перевооружаться: частично благодаря собственным ресурсам, частично закупать их.

Вариант федерализации актуален для Украины?

-  Порошенко заявил, что это невозможно. Общественное мнение против. Это - красная линия, за которую он не переступит. Приемлемый вариант - децентрализация. И это внутренняя необходимость.

Есть ли гарантия, что какого-то боевика-сепаратиста не изберут мэром?

-  Должны быть законодательные предохранители. Надо наказывать организаторов сепаратизма, виновных в военных преступлениях. Рядовых - нет. Чтобы не было много обиженных.

Запас прочности имеем на несколько лет войны, готовы ли терпеть до зимы?

-  Есть определенная усталость от войны, хотя большая часть граждан готова дальше защищать свою страну. Некоторые исследования показывают: есть психологические изменения в отношении к войне. Например, половина опрошенных высказались за завершение антитеррористической операции, еще столько же - за то, чтобы она продолжалась. Чем дальше будет затягиваться война, тем больше будет тех, кто устанет и будет выступать за мирный выход из конфликта. Порошенко соглашается на прекращение огня, потому что чувствует такие настроения.

Должны смириться, что ближайшие годы будем жить в ситуации, когда враг у ворот. Израиль так живет. Причем в полном окружении. А у нас лишь половина границы с Россией. Хотя она и большая - около 2 тысяч километров.

Как в войне проявил себя президент?

-  Видим прогресс на участках, где он работает. На международной арене действует чрезвычайно активно. У нас никогда не было таких прямых контактов со всеми мировыми лидерами. С Россией ведет достаточно гибкую политику: мы защищаемся, но и ищем варианты минимизации дальнейших потерь. Возможно, Порошенко немного переоценивает готовность Путина договариваться. Тот в любой момент может нарушить обещание.

Порошенко продемонстрировал умение улаживать конфликты. Когда Яценюк подал в отставку, за несколько дней все устроилось. Порошенко и Яценюк поработали с депутатским корпусом, что позволило проголосовать за сложный законопроект о финансировании армии.

Кое-кто критикует президента за отдельные кадровые шаги. В частности, за назначение Валерия Гелетея министром обороны. А кого надо было ставить? Анатолия Гриценко? Он - специалист. Но имеет персональный конфликт с Яценюком. Как им вместе работать?

Кто из руководителей государства проваливает свой участок?

-  Яценюк тяготеет в сторону политики. Он выполнил задачу стабилизации, а вот с реформами возникли серьезные проблемы и провалы. Говорит о программе восстановления страны. Так проводите конкретные реформы! Прошло больше, чем полгода с момента назначения.

Правительство должно работать, а не идти на выборы. Яценюку не нужно баллотироваться. Это усилило бы его шансы остаться премьером.

Зять не пустил жену и детей в Украину

Владимир Фесенко родом из города Лозовая Харьковской области. Окончил исторический факультет Харьковского госуниверситета. Был преподавателем. В конце 1990-х - в начале 2000-х по несколько месяцев стажировался в США и Канаде.

В 2001-ом переехал в Киев. Был помощником народного депутата Александра Фельдмана. Создал Центр прикладных политических исследований "Пента". В настоящее время - председатель его правления. Писал речи президентам Леониду Кучме, Виктору Ющенко и Виктору Януковичу.

Женат. Имеет двух дочерей. Старшая с двумя детьми живет в России.

- Раньше они каждый год к нам приезжали. Мы к ним ездили. Этим летом зять не пустил в Украину, - говорит Фесенко.

Сейчас вы читаете новость «"Яценюку не надо идти на выборы" - Фесенко». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть