- Буду через пару минут. Я в сером костюме и с розой в руках. Увидите меня - помашите, - говорит по телефону 63-летний Илья Батюк из села Пологи Ахтырского района Сумской области. Спас девять человек.
Встречаемся на автостанции в Ахтырке. Мужчина невысокого роста, с короткими седыми волосами. Держит красную папку для документов и небольшое портмоне. На пиджаке сверкают две награды – орден "За отвагу в чрезвычайной ситуации" и медаль "За спасенную жизнь". Жмет руку и дарит цветок. Предлагает пойти в парк.
- Погодка - прелесть. Очень люблю сентябрь, а еще больше - начало мая, - садится на деревянную скамейку. Рядом гуляет женщина с коляской. В 50 м на скамейке дремлет бомж. - Пригласил бы вас домой, но живу от Ахтырки в 15 километрах. Добираться неудобно. Сюда приехал на велосипеде, оставил на рынке возле продавщиц.
Обо мне уже и в России знают. Приезжали питерские журналисты, снимали кино. Себя героем не считаю. Думаю, судьба такая - оказываться в нужном месте в нужное время. Среди тех, кого спас, были двое детей, две женщины, несколько самоубийц и пьяные мужчины.
Труднее всего было спасать новорожденного из общественного туалета. Прошло 11 лет, а я до сих пор помню мерзкий запах. Фекалиями тогда вонял больше двух месяцев.
В тот день у меня ни с того, ни с сего разболелся зуб. Боль адская. Бросил все дела и поехал в райцентр. Стоматолог сказал, что зуб совершенно здоров. Посоветовал подождать пару часов. Чтобы убить время, пошел на рынок. Прихожу, а там - суета, шум. Около 300 человек обступили туалет. Из ямы слышится плач ребенка. И никто не пытался вытащить его. Стояли и слушали.
Я бросился в туалет. Сорвал доски и полез в жижу. Одной рукой прижал к себе ребенка, который уже с головой погрузилась в фекалии. Но выбраться не получалось. Меня потянуло на дно. Нащупал металлические ступени, по ним и вылез. Когда вышел на улицу, вонь была страшная. Люди разбегались в разные стороны. Ребенок не дышал. Нажал мальчику на живот, он отрыгнул туалетную жижу и заплакал.
Малыша забрала "скорая", а меня обмыли работники рынка, дали чистую одежду. Пошел в милицию, просил следователей разыскать мать. Подумал, может, ей нужна помощь. Потому что весь туалет был залит кровью. Через несколько часов женщину нашли без сознания среди собственного огорода. Еще немного, и умерла бы.
От ребенка не отказалась. Мальчика назвала в мою честь - Илья. Даже просила, чтобы стал крестным. Согласился, но когда приехал на крестины, меня в дом не пустили. Через пару дней отец передал записку: "Ты совершил грех, забрал ребенка в Бога. У него судьба была - умереть в туалете, а ты помешал".
На скамейку напротив садится пара пожилых людей. Прислушиваются к нашему разговору. Женщина шепчет что-то мужу на ухо. Едва заметно кивает головой в сторону Ильи Батюка.
- Бывало, и по морде получал за свою помощь, - продолжает. - Несколько лет назад у железнодорожных путей увидел мужчину. Он курил сигарету и ходил из стороны в сторону. Когда издалека послышался грохот поезда, выбросил окурок и лег поперек на рельсы. Я со всех сил к нему. Мужчина держался мертвой хваткой, с трудом оттащил. Когда мимо прошумел поезд, бросился на меня с кулаками. Разбил нос, лицо. Когда успокоился, сказал, что был неправ.
Когда служил в армии, спас сына цыганского барона. Мальчик 5 лет лазил на вокзале между вагонами. Вдруг товарняк тронулся с места. Достать ребенка из-под поезда не смог. Так нырнул под составы и прикрыл собой. От страха потерял сознание. Очнулся в больнице. Никакой травмы не получил, но был серьезный нервный срыв, постоянные головные боли. В госпитале пробыл два с половиной месяца. После выписки узнал, что отец мальчика - цыганский барон. За спасение сына предлагал машину. Я отказался.
Пока служил, цыгане регулярно навещали меня в армии, приносили гостинцы. Устраивали под частью концерты. А когда вернулся домой, продолжали писать письма.
Илья Батюк провожает до автостанции. Шесть бродячих собак бегут за нами.
- В 15 лет меня спас агроном, - продолжает по дороге. – Летом на каникулах подрабатывал в колхозе - помогал грузить зерно. Раз не удержался в кузове и упал с пшеницей в молотилку. Понимал, жить осталось несколько минут. Начал вовсю мочь кричать. Меня услышал агроном. Бросил широкую веревку, похожую на пожарный рукав, и вытащил.
Илья Павлович просит записать номер мобильного в блокнот. Говорит, на телефон надежды мало. Предыдущий - потерял.
Разошлись после 13 лет брака
Илья Батюк работает охранником в частной фирме. Живет один в небольшом деревянном доме.
- Вот самое большое мое богатство, - из красной папки достает семейные фото. На них дети - Вадим и Ольга. - Сына и дочь воспитывал самостоятельно. С женой разошелся после 13 лет брака. Бросила из-за другого мужчины. Пытался построить новую семью. Жил еще с восемью женщинами. Двумя - официально. Со всеми не сложилось. Первая больная раком. На лечение ежедневно нужно 400-500 гривен. Помогаю деньгами. Люди смеются, говорят, что дурак. И я по-другому не могу. Она родила мне детей. Вадим стал священником. Оля работает в местной больнице младшей медсестрой. Имеют семьи, детей. Видимся ежемесячно, каждый день созваниваемся.
Илья Павлович держит большой огород. Часть урожая продает на местном рынке.
- Когда вижу, что у человека нет денег, отдаю даром, - говорит. - Затеял строительство. Все надо мной смеются: решил перед смертью строиться. А когда, как не сейчас? Раньше детей надо было на ноги поставить. Теперь можно и для себя пожить. Дом строю кирпичный. Сделал стены, окна, вставил двери. К зиме планирую закончить.
Комментарии