пятница, 05 апреля 2013 00:45

"У нас был один ребенок на троих"

Автор: Фото: Валентина ИЩЕНКО
 

- И для чего те мужики сдались, - опирается на кипу вышитых подушек, чтобы подняться с кровати, 83-летняя Екатерина Бойко из села Яшники Лохвичского района Полтавской области. - Не хочу о них слышать. У других муж водку пьет, а жена работает. А мы и за мужчин, и за себя работали. И дрова рубили, и корову держали, и свиней. Нам никто не носил, не косил.

Екатерина имеет двоих сестер. Старшей Параске 86 лет, младшей Софии - 77. Замуж не выходили.

- Старшая Параска в 23 года родила сына Василия, - вспоминает Екатерина Ивановна. - Раньше жили вдесятером в одной хате на хуторе Парницкое под Яшниками - кроме нас и Василия, родители, брат с женой и двумя детьми. Когда Параскин сын вырос, купил нам дом в Яшниках.

Хата Бойко на окраине села. Дом на три комнаты. В сенях пахнет дровами. На кухне печь.

Параска и Екатерина сидят в гостиной на низкой кровати.

Параска в черном платке всхлипывает.

- У нее сын умер. Теперь постоянно плачет. Одна надежда на него была, - говорит София Ивановна.

На стене портрет брюнета в костюме.

- Это же мой Василек, - показывает на фото Параска Ивановна. - Такой красивый, добрый был. И нет уже. А я все живу. Каждый день у Бога прошу смерти, а он не забирает. Когда Василий женился, в Лохвицу поехал. Обещал забрать к себе нас, и три года тому назад умер от язвы.

- У нас был один ребенок на троих. Замуж не повыходили, потому что некогда и гулять было. И день, и ночь на работе. Особенно, когда собирали урожай, - говорит София Ивановна. - То война была, то разруха. Путевых не попалось, так уже сами и домучимся. Во время войны у нас на хутор было мальчиков малых с десяток и шести дедов. Где же тем женихам браться?

- Да и бедно очень жили. А оно же за богатство все хватаются, - теребит влажный платок в руке Параска Бойко. - Не было во что одеться и обуться. Школа была в соседнем селе. Дети в школу идут, а я сижу и плачу. Так мне учиться хотелось. Покойный дядя в шахте работал, привез калоши. Я обрадовалась, пошла в школу. А в грязи все слезло с ног. Домой босая пришла. Сильно простудила ноги. Теперь на четвереньках лажу, потому что ноги совсем не годятся.

Она закончила четыре класса. Екатерина с Софией - по три.

- По 10 километров ходила из своего хутора на работу на завод. Было того кирпича как наносишься, и ноги, и руки отказывают. Две голодовки пережили. Только липу, спорыш и опилки ели. У нас на троих один платок был.

Параска работала на кирпичном заводе. София была дояркой, Екатерина - почтальоном.

- Ану, Катька, достань из шифоньера карточки, - говорит София.

Екатерина Ивановна ростом полтора метра. Становится на стул и на цыпочках из шкафа стягивает картонную коробку из-под конфет.

- Вот Екатерина на свадьбе у подруги, - показывает пожелтевшее фото София. На нем все гости в вышиванках. Невеста в венке с лентами. Екатерина стройная, длинноволосая.

- У Екатерины была толстая коса до пояса. Любила ее закручивать вокруг головы, - улыбается Параска. - Полтора года назад я ей волосы обрезала, потому что трудно было уже расчесывать. Катя у нас одна теперь по хозяйству, потому что лучше всего на ногах держится. Мы боимся, потому что скользко.

В хату заходит племянница 62-летняя Ольга - дочка покойного брата. Она живет рядом.

- Часто к ним захожу. Бывает, и среди ночи звонят, когда плохо. Я таблеточку найду, - рассказывает Ольга. - Еще дважды в неделю посещает соцработник.

Сестры накрывают на стол.

- Как раз холодец из курочки и ножки кабанчика сварила, - Параска ставит большую тарелку со студнем. - Где-то еще там и винцо осталось. Водку мы не пьем, а винцо, бывает, пригубим. У нас распределение обязанностей по дому. Я готовлю - в печи варю борщ, картошку, суп. Екатерина по хозяйству. А София у нас ведет канцелярию - где, кому что надо заплатить. Она из всех лучше всего видит. Даже газету может почитать. Просыпаемся все около шести часов. Завтракаем в девять. После обеда часик спим. Каждый вечер звоним внучке Оксане - дочке покойного Василия. Она живет в городе Мерефа на Харьковщине, работает учительницей в школе. Дважды в неделю ждем соцработницу, потому что она все новости села расскажет. Спать ложимся в десять.

- Тогда не так просто было выйти замуж, - говорит племянница Ольга. - Ребят Параскиного возраста всех на войну или в Германию забрали. Да и не нравился ей смолоду никто. А потом уже и не звали. Понравилвся один, забеременела от него. А он замуж не позвал. Да и, говорят, говном был. У него с десяток таких Парасок водилось. Софию один сосватал, а она отказала. А тот, что ей нравился - не звал. Он на ферме был фуражиром, а она дояркой. У Екатерины как будто кто-то и был, но она никому о том не говорит. Пенсия у них маленькая. Вся идет на дрова и лекарства. Говорят, сейчас жить можно - ни войны, ни голода, только сил уже нет.

Сейчас вы читаете новость «"У нас был один ребенок на троих"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

11

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть