
Киевская певица Тамара Калустян 37 лет дружила с московской актрисой Фаиной Раневской. Тамара Сергеевна была с актрисой в последний день ее жизни.
— Я приболела, посажу вас подальше от себя, — отворяет двери худощавая женщина с короткими седыми волосами. Просит не разуваться. В шкафчике за стеклом — несколько фотоснимков Раневской. На некоторых виднеется надпись, сделанная на обороте.
— Мой отец приехал из Баку поступать в университет Владимира Святого. Это было до революции, — показывает черно-белое фото мужчины с папиросой. — А мама родилась в Киеве, она была балериной. Математик Граве — ее отец.
82-летняя Тамара Калустян живет в 5-комнатной квартире в центре Киева. Об ноги хозяйки трется белый с рыжими пятнами кот Котя.
— Ох и вредны й, — жалуется она. — Никуда не выходит, а умудрился на балконе от голубей блохами заразиться.
До войны Тамара с сестрой посещали балетную студию. Музыке, языкам и рисованию девочек учили домашние учителя. В семье свободно разговаривали на немецком.
— У нас была повариха, домой приходили прачка, молочник, мясник, полотер. Был такой Шмелев, носил в бочечках соления — капусту, огурцы, помидоры, яблоки. Папа звонил в магазин, и продукты доставляли домой.
Просит заметить, что маму звали Еленой.
— Это фамильное имя, мою бабушку и сестру покойную тоже так звали. А отец был Седрак. Когда окончила университет и стала преподавать немецкий язык, попросила у него разрешения писаться Сергеевной, — женщина закрывает глаза и умолкает.
Говорит, что пела в оперно-вокальной студии. В настоящее время руководит ею при Доме учителя.
Я замуж не ходила, не могла растворить ся в ком-то
Трещит телефон, женщина просит перезвонить позже.
— Когда родители умерли, я осталась в квартире сама. Сестра вышла замуж, потому что хотела ребенка. Ее дочка Лена живет в Германии. Я замуж не ходила, ценила свободу, не могла растворить ся в ком-то. Прожила с одним 14 лет, и достаточно.
Прошу рассказать, как она познакомилась с Фаиной Раневской.
— В 1947-м она приехала на гастроли в Киев. Моя приятельница Ира, ее поклонница, выяснила, в какой гостинице Раневская остановилась. Пришла ко мне, потому что у нее не было телефона, и дозвонилась к ней. Фаине Георгиевне было 52 года, она болела двусторонним воспалением легких, у нее была астма, много курила. Ира звонит мне: нужны деньги на лекарства. У Раневской денег не было: им еще не отдали гонорар. А я как раз получила стипендию. Дала деньги, а потом устроила ее в элитную больницу. После выписки Раневская две недели жила у меня. И умерла при мне в Москве. В 88 лет сломала шейку бедра. Перед кончиной рассказывала врачам анекдоты.
Тамара Сергеевна встает. Со столика падает бутылка с лекарством. Женщина достает из шкафчика несколько картонных коробочек.
— Этот браслет, клипсы и кольца она подарила. Ее любимая фраза: "Что отдал, то твое".
У Раневской Тамара Калустян познакомилась с поэтессой Анной Ахматовой.
— Ахматова располне ла после инфаркта, тяжело ходила. Как-то я везла ее от Фаины Георгиевны к литератору Виктору Ардову. Волокла на себе по лестнице на третий этаж.
Замечает, что в КГБ на нее было досье.
— Я при немцах работала переводчицей в конторе, которая выращивала элитные семена. Отец с трудом договорился, иначе забрали бы в Германию. Или оставили бы здесь — для борделей. Я была красивой, на меня обращали внимание. Для солдат бордель устроили там, где сейчас филармония, а для офицеров — на Прорезной. Когда девушек заражали какой-то болячкой, вели расстреливать в Бабий Яр.
Говорит, из-за работы у немцев ее не оставили работать в университете.
— А позже, где-то в 1966-м, я подписала письмо в защиту Вячеслава Чорновола. Там было 200 с лишком подписей писателей, академиков, и только одна артистка, — смеется. — Больше 10 лет по радио и телевидению меня не транслировали. Сказали: "Ваша фамилия в черном списке. Можете поставить крест на карьере, звании".
— Ану брысь, — кричит хозяйка на кота, царапающего ножку старинного стула.
— Жаль, что у меня нет фотографии с Раневской, — говорит на прощание. — Не было у меня такой цели. Вот Марина Неелова пришла к ней в гости с фотографом.
1925, 1 октября — Тамара Седраковна Калустян родилась в Киеве
1947 — познакомилась с 52-летней Фаиной Раневской
1950 — окончила романо-германское отделение Киевского университета,
специальность — немецкий язык
1957 — окончила Киевскую консерваторию
1966–1978 — внесена в списки неблагонадежных КГБ
1984 — в Москве умерла 88-летняя Фаина Раневская
1988 — Тамара Калустян вышла на пенсию
2004 — из-за ошибки врачей умерла на 4 года младшая сестра Елена
Руководит вокальной студией при Доме ученых. Есть племянница и внучка в
Германии
Комментарии