Больше 11 лет Рита Коппель с мужем Эрвином, двумя дочерьми, матерью и отчимом живут на безлюдном эстонском острове Осмуссаар в Балтийском море. В 2001-м переехали сюда выращивать овец и коров методами органического ведения хозяйства — без использования химических веществ и удобрений.
Остров лежит в 9 км от побережья. В город за всем необходимым Эрвин ездит на большом скоростном катере. В случае, если кто-то из семьи заболеет, врачи "скорой" доберутся на остров не менее чем за 3 часа.
— Экстренные службы сосредоточены в трех больших городах. Люди, которые сидят там на телефоне, даже не ориентируются, как следует, в карте Эстонии. Когда "скорая" выехала, не могут сказать, где она и когда прибудет, — рассказывает Рита Коппель. — Надеяться лучше на самих себя. С тех пор, как приобрели катер, можем никого не ожидать в случае беды, а сами как можно скорее добраться до материка.
Плавсредство развивает скорость 64 км/ч.
Электроэнергию Коппели получают из дизельного генератора, солнечных батарей и ветряков. Этого хватает, чтобы постоянно держать включенным холодильник, несколько часов вечером смотреть телевизор или посидеть в интернете. Свет пытаются без надобности не включать.
До 1940-го на Осмуссааре жило около 130 людей, в основном — шведы. По легенде, здесь похоронен один из верховных шведских языческих богов — Один. После вступления советских войск в Эстонию население оставило остров. Во времена СССР на нем служили до четырех десятков моряков, которые в частности обслуживали местный маяк. Когда Эстония получила независимость, Осмуссаар объявили заповедником, а прежние жители получили компенсации за утраченное имущество. Они, а также туристы наведываются на остров довольно часто. Фермеры построили отдельный дом, где путники могут заночевать.
Оба супруга раньше были бизнесменами. Эрвин имел собственную строительную компанию в столице Таллинне.
— Мы слишком долго жили в большом городе, где куча людей, которые целыми днями работают. Нам казалось, что на этом острове мы изменимся, заживем интереснее и спокойнее, — говорит Рита.
Когда в 2001-м супруги Коппель подали заявку, чтобы поселиться на острове и начать хозяйничать, минприроды выдвинуло требование: не наносить ущерба местной экосистеме. Скот должен был быть приспособлен к местному прохладному климату.
— Мы хотели овец, которые бы жили на улице на протяжении года и давали и молоко, и мясо, — вспоминает Рита.
Выбрали для этого исландскую породу. Сначала купили 36 овец в Дании. Теперь держим около тысячи. Столько нужно, чтобы бизнес был рентабельным. Позже завели также холодостойких шотландских коров.
— Органическое ведение хозяйства — это когда мы разводим овец, как наши предки. Тогда не было химических удобрений и пестицидов. Все животные ели корм без химии, — объясняет Эрвин. — За соблюдением экологических стандартов в заповеднике постоянно следит государство. — Я провожу где-то 14 дней на год с инспекторами. Они проверяют пастбища, здоровье животных, изучают нашу документацию.
29 растений занесены в Красную книгу
Остров площадью чуть менее 5 кв. км, с 1996-го объявлен заповедником за свои пейзажи и для защиты редких растений и птиц. Здесь находится самая живописная скала Балтийско-Ладожского уступа — крутого склона, который тянется на тысячу километров от Швеции, через Балтийское море и Эстонию до России. Светло-серая скала высотой 7 м заходит в море вдоль одного из берегов острова. Это геологическое образование занесено в список природного наследия ЮНЕСКО.
Почти треть острова — каменистые прибрежные равнины, негусто покрытые низкими деревьями можжевельника. Остальная территория — травянистые луга, на которых можно выпасать овец. Из растений, которые здесь растут, 29 занесены в Красную книгу.
Многие ученые едут на остров наблюдать за птицами, которых здесь 178 видов, в частности, редкие виды уток и гусей. На Осмуссааре они отдыхают во время сезонных перелетов, поэтому лучшее время для наблюдений — апрель-май и сентябрь-октябрь.















Комментарии