Ексклюзивы
воскресенье, 01 мая 2016 00:25

"Прямо на каталке оторвался тромб в сердце. Умер сразу"

 

— А кого здесь будут отпевать? Еще не видела, чтобы на похороны так много людей сходилось, — говорит высокая блондинка возле Владимирского собора в Киеве. 28 марта здесь отпевают художественного руководителя и главного дирижера хора им. Григория Веревки 82-летнего Анатолия Авдиевского. Он умер 24 марта в столичной больнице "Феофания".

Около собора собираются несколько сотен людей. Звонарь бьет в колокола. В 13:15 к церкви подъезжает черный катафалк с портретом Анатолия Авдиевского на боковом окне. Шестеро мужчин в черных пальто заносят гроб в собор. Следом за ними колонной идут люди. Священник их останавливает.

— Пропустите родных вперед, — просит собравшихся.

Внутрь заходит художественный руководитель Ансамбля танца им. Вирского 77-летний Мирослав Вантух. Держит в руках букет красных роз.

— Анатолий Тимофеевич несколько месяцев назад был в больнице, потому что имел проблемы с сердцем, — говорит он. — 23 марта должен был прийти на заседание Академии искусств, но положили в больницу. Обнаружили рак кишечника. На следующий день должны были делать срочную операцию. Но до нее не дожил. Прямо на каталке у него оторвался тромб в сердце. Умер сразу.

Мирослав Михайлович заходит в собор. Из-за большого количества людей пройти к гробу невозможно.

— В последний раз видел Анатолия Тимофеевича 7 марта в университете имени Драгоманова, — продолжает Вантух. — Поздравляли его с 50-летием на должности руководителя хора. Стояли рядом на фуршете. Анатолий Тимофеевич много смеялся и шутил. К смерти точно не готовился.

С ним близко общались. Летом 1980-го, когда в Киеве проходили Олимпийские игры, нас забрали в милицию. Мы как раз шли от заместителя министра культуры. Чтобы сократить путь, свернули во дворы. Нас остановил милицейский "бобик". Милиционеры начали расспрашивать, что здесь делаем, попросили предъявить документы. Их у нас не было. Нас посадили в машину и отвезли в участок. Там попросили подождать в коридоре. Сидели часа два — так к нам никто и не подошел. Сказал Авдиевскому: "Анатолий Тимофеевич, чего мы будем здесь сидеть? Давайте уходить". Он удивился: "Как?" Говорю: "Ногами". Через несколько минут были на улице. На следующий день мне из милиции позвонил знакомый полковник. Спросил: "А как же вы дома оказались? Вас отпустили?" Авдиевский часто тот случай вспоминал. Всегда говорил: "Если бы не вы, то я до утра ждал бы, пока до меня очередь дойдет".

Из собора выходит танцовщица 75-летняя Зоя Смирнова. На голову накинула капюшон синей куртки.

— Анатолий Авдиевский любил повеселиться и пошутить, — рассказывает женщина. — Как-то нам пришлось выступать с неудобными металлическими конструкциями на головах. Во время танца они постоянно сдвигались. Сказала Авдиевскому: "Оно все время ездит по голове и совсем не держится". Ответил: "Это нужно голову нормальную иметь".

На должности руководителя был очень требовательным.

У нас был танец, где выступали 12 девушек, по три в колонне. Как-то танцовщица стала не совсем ровно. Зрители этого даже не заметили. Но после концерта мы повторяли этот танец часа полтора. Закончили, когда все девушки работали синхронно и двигались идеально.

На гастролях никогда не требовал для себя отдельного помещения. Как-то должны были выступать на московском стадионе "Лужники". Его только сдали, гримерную доделать не успели. Нам для переодевания дали помещение туалета, который еще не работал. Наряжались на полу. Не раз приходилось в поездах ездить на третьих полках и спать по двое. Анатолий Тимофеевич все это переживал вместе с нами.

Отпевание длится больше часа. Гроб из собора выносят под аплодисменты присутствующих.

— С молодости ни одного выступления хора Веревки не пропустил, — говорит 82-летний Василий Остапчук. Работал учителем музыки. — Несколько раз случайно встречался с Анатолием Тимофеевичем на улице. Сначала заговорить с ним боялся. Но Авдиевский оказался приветливым и открытым человеком. Рассказал, что любит рисовать и собирает фотоаппараты. Привозит их из каждой заграничной поездки. "Если бы не стал дирижером, то из меня вышел бы неплохой фотограф", — говорил. С того времени, когда встречал на улице, здоровался.

Анатолия Авдиевского похоронили на Байковом кладбище. Рядом оставили место для жены, балерины Майи Пантелеймоновны, 80 лет. В браке прожили 53 года.

1933, 6 августа — Анатолий Авдиевский родился в селе Федвар, сейчас Подлесное, на Кировоградщине

1958 — закончил Одесскую консерваторию

1963 — вступил в брак с балериной Майей Пантелеймоновной. Через год у супругов родился сын Тимофей

1966 — стал директором, художественным руководителем и главным дирижером хора имени Григория Веревки

1968 — получил Шевченковскую премию

1999 — в автокатастрофе погиб сын Тимофей, ему было 35 лет

2003 — получил звание Героя Украины

Сейчас вы читаете новость «"Прямо на каталке оторвался тромб в сердце. Умер сразу"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть