24 июля в канадском Торонто на 75 му году жизни умер украинский историк Орест Субтельный. Последние несколько лет лечился от рака и деменции - расстройства умственных способностей. У него остались жена Мария Лучик-Субтельная и сын Александр.
Орест Субтельный родился в польском Кракове. После Второй мировой войны с родителями эмигрировал в США.
- Говорили не раз с Орестом о том, чтобы жить в Украине, - рассказывает писатель Михаил Слабошпицкий, 70 лет. Их познакомила теща историка Владимира Лучкив в Торонто в 1992 ом. - Но Орест как доктор истории входил в научные общества за рубежом. Мог продвигать украинские интересы там. Что было бы, если бы приехал сюда? Вел бы жалкое существование. А за рубежом научные работники - это средний класс.
Впервые побывал в Украине в 1962-ом. Посещал ее три-четыре раза в год. Иногда оставался на несколько недель. В последние годы жизни здоровье не позволяло путешествовать. В семье говорили по-украински. Также знал русский, французский и английский языки.
- Моя мама умерла в 96 лет. Она тщательно соблюдала украинские традиции. Так же, как мама жены. Традиции укоренились в нашей семье, - рассказывал Субтельный в одном из интервью. - Четвертое-пятое поколение диаспоры научить украинскому языку очень трудно. Молодые будут танцевать, есть вареники, а учить язык - нет. Особенно те, которые живут в городе. Немного в этом помогает церковь. Но молодежь просит вести богослужение на двух языках - украинском и английском.
Друзья Ореста Субтельного говорят, что он был образцовым мужем и отцом. У него были хорошие отношения с тещей.
- С Орестом подружился в 1989-ом во время посещения Канады, - говорит литературовед Николай Жулинский, 75 лет. - Был у него дома. Ползал с его сыном под столом и игрался. А Орест смотрел и смеялся. "Вы собрались в церковь, а измажетесь, как поросята", - журил.
- Это был милый и интеллигентный мужчина. Выглядел моложе своего возраста. Телосложение - легкоатлета, ведь любил играть в футбол, - вспоминает Михаил Слабошпицкий. - Орест никогда никого не перебивал. Не спорил. Если был не согласен, помалкивал или говорил: "Я смотрю немножко иначе" или "Можно на это посмотреть с другой стороны". О своих личных проблемах не рассказывал. Не любил выпивки, посиделки.
Всегда был со вкусом одет - будто на прием к королеве идет. Шелковый платок имел на шее или салфетку в нагрудном кармане под цвет галстука.
Орест Субтельный закончил Темпльский университет в Филадельфии. Учился в Венском и Гамбургском университетах. Получил степень доктора философии в Гарварде. Был заграничным членом Национальной академии наук Украины.
Его труд "Украина: история" с 1991-го выдержал пять переизданий за 5 лет. Был переведен на русский, китайский, немецкий, словацкий и болгарский языки.
Историю Украины выводил от Киевской Руси
Главной работой Ореста Субтельного является труд "Украина: история". Написал ее на английском языке в 1988-ом в Торонто.
- Как-то Субтельный выступал на одном собрании и рассказал, что ужасно не любил сидеть на уроках. Был непослушный, - говорит писательница Леся Воронина, 61 год. - Когда-то в воскресной диаспорной школе в Америке не выполнил задание по истории. Учитель ему сказал: "Вот из-за таких, как ты, мы не имеем собственной государственности и проиграли освободительную войну". Тогда Орест настолько близко к сердцу принял это замечание, что решил - когда вырастет, напишет хорошую и честную историю Украины. Так и сделал.
В 1991-ом "Украина: история" появилась на украинском в Киеве. Ее перевел языковед Юрий Шевчук. Книгу переиздавали несколько раз.
- Орест беспокоился, чтобы в первую очередь труд вышел на английском. Хотел донести правду до иностранного читателя. Потому что тогда, накануне независимости, миру открывалась Украина, - говорит литературовед Николай Жулинський. - В Украине о книге Субтельного говорили все. Он стал символом исторической правды.
Субтельный, как и Михаил Грушевский, выводит историю Украины от Киевской Руси. Считает этот тысячелетний период непрерывным процессом формирования нашей государственности. Важной является страница Второй мировой войны и борьбы ОУН-УПА за независимость Украины. До него никто такую правду не писал.
Комментарии